«Исстари, с древних времен, в городе Багеше при монастыре, называемом Амрдол, существовала школа вардапетов, которые, наследуя один другому, дожили и до дней отцов наших. В то время преемником и предводителем, распорядителем и главою вардапетов того места был вардапет по имени Барсег – муж известный и прославленный, наставник многих учеников. Этот монастырь Амрдол был сперва мрачным и безобразным, от старости весь рушился; [вардапет Барсег] разрушил все строения, начал заново строить, построил церковь, дома, а также все прочее». Аракел Даврижеци, «Книга историй»
Вардапет Барсег Ахбакеци (Բարսեղ Աղբակեցի), также Гаварци, Багишеци, Карпелаци) — армянский богослов и философ, церковный деятель XVI—XVII веков, превративший монастырь Амрдол в один из крупнейших центров армянской культуры своего времени.
Барсег Ахбакеци в истории армянской науки прославился именно тем, что заставил ученых-монахов вернуться к изучению так называемых внешних наук — светских знаний, философии, грамматики и т. д.
До нас дошли весьма скудные биографические сведения о герое нашего повествования. Родился он в середине XVI века в деревне Карпела области Ахбак в Васпуракане, в семье иерея Нерсеса и его жены Мгершах. Имел четырёх братьев и одну сестру. В раннем возрасте покинул родные края, по собственному признанию — из-за страха перед мусульманскими правителями региона. Получил образование у некоего вардапета Ованеса Бргутенца, в монастыре Вард Патрика. К слову, вместе с ним тогда же там обучался Симеон Апаранци. После обучения Барсег переехал в Багеш (Битлис), в монастырь Амрдолу.
Монастырь Амрдолу был полностью разрушен в 1915 году
«Сам вардапет Барсег жезл свой унаследовал от рода, начатого и порожденного Татеваци, в следующем порядке: во-первых – Григор Татеваци, [затем] его ученик Даниэл, ученик [Даниэла] Иованнес Амшенци, ученик [Иованнеса] Чортан Григор Арчишеци, его ученик Нерсес, которого называют Матах, ученик [последнего] Нерсес Багишеци, его ученик Нерсес Амкеци, его ученик Бргут Иованнес Востанци, ученик [Бргута] Барсег Гаварци; это и есть тот самый Барсег, о котором я рассказываю. Учеником [Барсега является] Нерсес Мокаци из селения Аскинджавс, по прозвищу Беглу (От слова «усы», ибо у него были длинные усы), а его учеником – Мелкисет Ереванци из селения, называемого Вжан. Аракел Даврижеци, «Книга историй»
Барсег приложил огромные усилия, чтобы превратить монастырь Амрдолу в крупный образовательный центр, наподобие известных Татева и Гладзора. Благодаря его деятельности монастырь отреставрировали, построили новые часовни.
Особая заслуга просветителя в том, что он способствовал обогащению Амрдолской библиотеки новыми рукописями, провёл реформы в системе образования. Особенно поощрялось изучение богословия и грамматики.
«…вардапет Барсег по себе знал, что среди армянских вардапетов нет [знатока] внешних наук и грамматики, страстно мечтал познать эти науки, и не только ради себя, но наипаче ради народа, дабы, возродив, распространить их среди армян, чтобы каждый постиг эти искусства и науку.
Поэтому все время, взяв в руки внешние книги, хоть и не понимая, без конца и без устали читал их; бывало так, что он местами понимал суть и смысл слов, а бывало не понимал; но все время без устали старательно читал». Аракел Даврижеци, «Книга историй»
Барсег занимался также переписыванием и распространением сочинений древних армянских философов, в частности, Давида Анахта, Порфирия, Ваграма Рабуни, и других, пытался восстановить прерванные традиции армянской философской мысли.
Давид Анахт на рукописи XIII века
Из учеников вардапета наибольшую известность получил Нерсес Мокаци, хотя в источниках упоминаются и Ованес Багишеци, Айрапет Аскнджавци, Овсеп Хзуеци, Маттеос Джугаеци, Закария Ванеци, Карапет и Анания Мокаци.
«Когда вардапет Барсег состарился, он призвал к себе всех своих учеников и преподал им всю мудрость, приобретенную им из внешних книг, и они запомнили и выучили все; затем он начал беседовать с ними и наказывать: «Любимые сыны мои, рожденные мною в муках душевных в господе, упоминаемые в книгах древних учителей «Род», «Вид», «Различающий», «Специальный» и «Случайный» признаки, «Утверждение» и «Отрицание», часто и многократно встречаются нам в книге «Объяснение», «Книге сокровищ», книге «К тем» и тому подобных – [слова, которые] мы читаем и проходим, но не понимаем, что они собой представляют, не знаем их заключений, целого, частей и других особенностей их; вардапеты же должны быть прекрасно осведомлены обо всем этом, ибо без знания ими всего этого, как бы [они] ни читали и ни думали, что поняли, – не будут понимать, как следует и как должно, ибо [книги эти] являются преддверием ко всем премудростям и книгам – как тонким, так и внешним.
Поэтому поручаю вам в качестве непременного предсмертного завещания и, более того, ставлю перед вами тяжелое неотменимое обязательство: вы видели, я все время читал эти книги, долго размышлял и мучился, пока не доискался до сути творения, и все, что милостью господа я нашел, тут же преподал вам. А теперь я налагаю на вас великое обязательство, чтобы и вы так поступали, пока будете живы: то, что я преподал вам в качестве урока, читайте всегда, и, таким образом, читая и продвигаясь вперед, вы будете расти. Все, что даст вам бог – святой дух, преподанное им и обнаруженное вами передайте на уроках вашим ученикам и всегда упражняйте их в одном и том же, пока не привыкнет мысль их. Вы поручите своим ученикам, чтобы они поступали так же; и если так будут делать все от отца к сыну, я верую, господь откроет и укажет все пути и двери этих чудесных и славных наук»». Аракел Даврижеци, «Книга историй»
Умер Барсег Ахбакеци 17 января 1615г., его похоронили во дворе Амрдолского монастыря, на его надгробной плите высечена стихотворная эпитафия, и в монастыре в память о нём установили хачкар.
Сведения о жизни и деятельности Барсега сохранились в многочисленных источниках. Из современников наиболее подробные сведения о нем приводят Аракел Даврижеци и Григор Даранагеци.
Несмотря на частые упоминания о его творческой деятельности в источниках, никакие авторские труды Барсега до нас не дошли. Сохранилось несколько переписанных им рукописей (ныне хранятся в Матенадаране, библиотеке собора Св. Иакова, в Британском музее), которые содержат его памятные записи, которые проливают свет на его философские взгляды и мировоззрение, а также содержат ряд исторических сведений о социально-политической ситуации региона.