Аракел Даврижеци был первым армянским историком, которому выпало счастье видеть труд свой напечатанным. В 1669 г. «Книга историй» вардапета Аракела Даврижеци была издана в Амстердаме.
Обложка первого и прижизненного издания «Книги истории» Аракела Даврижеци, 1669 год, Амстердам
Родился он в последнем десятилетии XVI в. в городе Тавризе провинции Атрпатакан. Как и большинство армянских историков, Даврижеци — лицо духовное. В 1636 г. он был настоятелем монастыря Ованнаванк, откуда через год уехал в Эчмиадзин. Большую часть жизни он провел в Эчмиадзинском монастыре, к монашеской братии которого и принадлежал. Здесь он был, как сам говорит, «вскормлен и обучен», здесь начал трудиться, сюда приехал на старости лет, надеясь «обрести покой».
Учился Аракел у католикоса Филиппоса Ахбакеци (1633-1655), позже принял сан вардапета.
В связи с нашествиями татаро-монгольских кочевых племен с XIV века армянская историография вступила в полосу упадка, что продолжалось на протяжении двух-трех веков. События этого исторического периода дошли до нас в основном благодаря памятным записям армянских рукописей и мелким хроникам.
Следовательно, появление «Книги историй», масштабного исторического труда Аракела Даврижеци, считается возрождением армянской историографии в XVII веке. Уже при жизни его называли «историком Аракелом», поскольку «Книга историй» — уникальный труд по истории Армении и ее соседних стран и народов, охватывающий события конца XVI и первой половины XVII веков, чрезвычайно насыщенный историческими событиями период, который достоверно представлен Аракелом Даврижеци.
Ценность этого исторического произведения заключается в том, что автор являлся свидетелем описанных в книге событий, в том числе разорительных войн между Османской и Сефевидской империями, насильственного переселения населения Восточной Армении вглубь Персии Шах-Аббасом, основания Нор-Джуги армянами. В качестве католикосского нвирака (нунция) Даврижеци много путешествовал, побывал во многих странах и городах, где проживали армянские общины, знакомился с памятными записями рукописей, переписывал их, выслушивал рассказы наиболее значимых событий, таким образом собирая материал для своего труда. Аракел был в Греции, а также в таких городах как Исфахан, Амасия, Себастия, Урфа, Халеб. Автор приложил максимум усилий для уточнения фактов, имен и дат, в результате чего этот источник сыграл ключевую роль в исследовании истории не только Армении, но и ее соседних народов — грузин, персов и турок.
«Книга сия содержит историю шестидесяти лет, а также и то, что было милостью Христа найдено /671/ и было брошено торгующим (См.: Матф., 25, 27; Лука, 19, 23). А недостатки, искажения и тому подобное [вытекают] из невежества и немощности моей, за что с мольбой прошу у вас прощения. Наипаче [потому, что] выпало мне приступить к делу этому не в годы бодрой юности, а [в годы] жалкой старости, ибо я был уже стар, а также весьма хвор телом, меркнет свет очей моих, руки мои утратили твердость и дрожат, точно так же [весь я] стал немощным, и тень смерти, [которая приходит] ко всем, маячит у меня перед глазами, угроза же геенны [огненной] все чаще и чаще посещает меня. Поэтому, пав ниц к стопам вашим и призывая в качестве заступника перед вами любовь к Христу, прошу, удостоверившись, не пренебрегайте мольбой моей; взываю, умоляю, прошу, настаиваю с великой мольбой: даруйте мне милосердие Божье и Христа, Сына Отца нашего, что на небесах, и т. д. Сидите вы или стоите, прошу, не мешкая и не ленясь, сказать это; и из дарованного вами нам будет вам доля и удел в день страшного суда перед праведным судьей – спасителем Иисусом, которому честь, и поклонение, и славословие беспредельное, неумолчно провозглашаемое всеми тварями, и разумными и скорбящими. Аминь». Глава 57. Причины написания сей «Книги, историй», а также и памятные записи автора
Аракел Даврижеци умер в 1670 году и был похоронен, как он того желал, на кладбище братства Эчмиадзинского монастыря.
Армянский историк XX века Лео (Аракел Бабаханян) пишет об Аракеле Даврижеци как о «звезде первой величины», повествователе, не имеющим себе равных ни среди историков предшествующего столетия, ни среди своих современников.
В публикации использованы материалы armmuseum и armenianhouse.org.