Материальный мир постоянно изменяется. Это – залог ее вечности
Григор Татеваци
Родился Григор Татеваци в 1346 году в исторической области Армении Гугарк. Его отец ремесленник Саргис, мать родилась в селе Парпи, семья бежала из провинции Арчеш, из-за набегов мусульман. Вскоре после рождения сына семья перебралась в Сюник.
В 14 лет ребёнка послали в Татев, в монастырскую школу, где его учителем стал известный философ Ованес Воротнеци, который на протяжении двадцати лет воспитывал и обучал его, а также постриг в монахи.
Им же в Иерусалиме Григор был рукоположен в сан вардапета (архимандрита), а затем, в возрасте сорока лет, получил сан протоархимандрита. После смерти своего наставника и по его завещанию, Татеваци заменил его в пастырской деятельности. С 1390 года он провел в Татевском монастыре свою жизнь, вплоть до своей кончины в 1409 году.
Набеги мусульман вынудили Татеваци в 1402 году переселится в Мецопский монастырь.
Армянская церковь в это время была в состоянии борьбы с армянами, принявшими главенство Рима. В этой борьбе участвовал и Татеваци — противник униатства с католической церковью, именно он добился созыва Собора, снявшего отлучение с армян-католиков.
Григор Татеваци играл важнейшую роль в деле возвращения Святого престола Армянской Апостольской Церкви в Первопрестольный Эчмиадзин. Духовенство, которое осталось в качестве единственной общенациональной структуры, не имела четкой позиции на предмет определения нового места престола Католикоса после падения армянского государства в Киликии в 1375 году. Большая часть настаивала на выборе восточного берега Средиземноморья, хотя со времен Крестовых походов там традиционно сильны были позиции Католической церкви. Татевци настоял на возвращении резиденции в Первопрестольный Эчмиадзин, невзирая на тягчайшие условия мусульманского гнета.
Сам он не дожил до исторического дня, однако его ученики в 1441 году осуществили завет наставника.
Григор Татеваци стал последним деятелем, причисленным Армянской Церковью к лику святых. День памяти великих богословов-священнослужителей — святого католикоса Ованеса Одзнеци и святых учителей Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци Армянская Апостольская Церковь отмечает в субботу третьей недели Великого Поста.
Философское и богословское наследие Григора Татеваци огромно. Его основные произведения обнаруживают заметное влияние философии Давида Анахта. Существенное место в трудах Григора Татеваци занимает вопрос об отношениях Бога и природы. Он трактует акт божественного творения природы в духе Аристотеля как превращение возможности сущего в действительность. Материальный мир находится в постоянном изменении, что является залогом его вечности. Татеваци призывал познавать мир, приобретая конкретные знания и исходя из собственного опыта, считая неполезным путь от общей теории к конкретным фактам.
Св. Григор является автором многих богословских и философских произведений, среди которых особенно значимы: «Толкование Псалмов», толкования «Притчей», «Песни песней», «Книги Иова», «Книги Премудростей», «Летний том», «Зимний том», «Книга Златочрев», «Книга вопрошений», «Книга проповедей», толкования и анализ произведений Аристотеля, Порфирия и другие.
Сторонник самостоятельности сфер познания и веры, он объяснял, что человек должен получить воспитание, затем обучение, и после этого следует переходить к познанию. В его сочинениях нашли освещение также вопросы государства и права.
Среди неопубликованных трудов Татеваци особое место занимает публикуемое впервые «Толкование Притчей Соломоновых». Оно, как и целый ряд других его трудов малого объема, не удостаивалось внимания текстологов и издателей, тогда как в них Татеваци, комментируя различные части Библии, раскрывает свои этические, социально-политические, экономические и педагогические воззрения. Именно по этой причине они не только достойны опубликования, но и нуждаются в последующем детальном анализе и научной оценке.
Данное толкование с первого взгляда имеет учебное назначение и адресовано изучающим текст Библии во всех подробностях. Это действительно так. Однако оно выходит за рамки учебные и назидательные. Комментируя Соломоновы притчи, Татеваци во многих местах раскрывает и собственные этические воззрения, свое понимание основ религиозной морали, основанной на проверенной веками мудрости Св. Писания, в частности, на боговдохновенной мудрости и высокой морали, излившейся в притчах, афоризмах и наставлениях царя Соломона. Татеваци, толкуя Притчи, подкрепляет свой комментарий множеством цитат и ссылок на другие книги Св. Писания, проявляя феноменальное знание всего текста Библии.
Святой Григор Татеваци захоронен в Татевском монастыре, у южной стены церкви Сурб Погос-Петрос: «И, подняв его святое тело, с псалмопением и благословениями положили в могилу в украшенном милостью [Божьей] и всехваленном престоле св. апостола Евстафия. [Его могила] по сей день совершает много чудес». В 1787 году над могилой одного из самых просвещенных людей средневековья, виднейшего ученого, богослова и педагога, ректора Татевского университета было возведено скромное по размерам, но богато инкрустированное орнаментами, сооружение — мартирий с арочным перекрытием и куполом. Вход в Гробницу св. Григора Татеваци находится справа от апсиды храма.
Материал подготовила: Марина Галоян