Не просто «монастырское училище», а главный центр просвещения: история Гладзорского университета, названного «Вторыми Афинами» (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Не просто «монастырское училище», а главный центр просвещения: история Гладзорского университета, названного «Вторыми Афинами» (часть 1)

2021-12-16 20:07 , Минутка истории, 315

Не просто «монастырское училище», а главный центр просвещения: история Гладзорского университета, названного «Вторыми Афинами» (часть 1)

В Армении, как и во всякой другой стране, история образования знала взлёты и падения. Далеко не всегда его подъём расцвет учёности приходился на времена политической стабильности. Пример тому — возникновение высшей школы в Гладзоре во времена монгольского пленения Армении. Просуществовав всего лишь около шестидесяти лет, этот образовательный центр был, тем не менее, наименован современниками университетом. Своим расцветом эти «Вторые Афины» обязаны не столько покровительству сюникских князей, получивших определённую независимость от завоевателей, сколько самоотверженной деятельности её ректоров. В Гладзор приезжали учиться естественным и богословским наукам, пению и искусству миниатюры из самых разных регионов Армении.

История Армении насыщена событиями, которые не способствуют обогащению любого народа произведениями живописи, литературы, архитектуры. Несмотря на это, до наших дней дошло большое количество, в частности, литературных памятников. Созданы они были в разное время и при разных обстоятельствах, но почти большинство — в монастырях и школах, при них существовавших: Ахпатском монастыре, Санаинском, Гошаванке, Хорвирапе и множестве других. В числе этих книжных центров должен быть назван Гладзорский, или же Танаатский, монастырь, в котором также была школа. Однако не просто «монастырское училище», а учебное заведение, соответствовавшее самым строгим стандартам своего времени, наименованное современниками университетом.

Церкорвь монастыря Танаат

Архитектура Гладзорского университета

Гладзорский университет просуществовал очень недолго — менее шестидесяти лет. До наших дней не сохранились его «учебные корпуса». Со временем было утрачено даже его местоположение, так что потребовались значительные усилия исследователей, чтобы определить, где же располагался этот центр армянской учёности. Впервые на Гладзорский университет, в том числе на вопрос о его местоположении, обратил внимание в 1893 году известный мхитарист Гевонд Алишан. Он полагал, что Гладзор находился на месте села, называвшегося или Кёласара, или Кьюрьюпина, от которого сохранились только развалины. Именно этот топоним, как казалось исследователю, можно рассматривать как «Гайледзор», или «Гайлидзор», или же «Гайладзор», что означает «волчье ущелье» и что может рассматриваться как искомый Гладзор.

Однако, как известно из сообщения гладзорского писца Григория (Григора), Гладзор находился не в ущелье, а на возвышенном месте. Этнограф Е. Лалаян, исследовав Вайоц Дзор, пришёл к выводу, что этим местом может считаться монастырь Танаат, который назывался также «Караванком», то есть «чёрным монастырем». Впоследствии эту точку зрения поддержали и другие исследователи.

От монастыря Танаат, или Ахперц (Ахберц), сохранились только два храма, построенные в XIII веке. Место это в настоящее время совершенно пустынное, но поражающее своей красотой и величием. Небесным покровителем Танаатванка был святой Стефан Первомученик. Основан он был, судя по всему, на месте языческого капища довольно рано, на заре возникновения монашеской жизни в Армении.

Итак, от всего монастырско-образовательного комплекса осталось только два храма, возведенных в характерном для армянского храмостроительства стиле. Первая церковь — в честь святого Стефана Первомученика, вторая посвящена Кресту Господню. В монастырь были перенесены в своё время останки святого Армянской церкви — Стефана Философа Сюнеци, мученически погибшего в 735 году. Кроме этого существовала ещё одна церковь, базиликального типа, фундамент которой был найден при раскопках во второй половине XX века. По всей видимости, она носила имя Предтечи Господня Иоанна: сделать такое предположение позволяют колофоны различных рукописей. В монастырский комплекс входила и часовня, ныне практически разрушенная. Кроме того, в Гладзоре существовало несколько жилых зданий для студентов и учителей, одна-две аудитории и несколько построек хозяйственного назначения. Следует отметить и следующий факт: выпускник Гладзорского университета, миниатюрист Торос в одной из своих работ изобразил ректора Есайю (Исаию), поместив над ним три купола, которые вполне могут символизировать три храма Гладзорского университета.

При раскопках в храмах в честь святого Иоанна Предтечи и Креста Господня было обнаружено два захоронения. Из письменных источников известно, что два гладзорских ректора: Нерсес Мшеци и Есайя Ничеци.

Возникновение школы в Гладзоре

В 1236–1245 годах Армения была завоевана монголами. Монгольское иго продолжалось более ста лет, в результате жизнь страны пришла в упадок, образование не было исключением. Однако регионы страны находились при этом в разном положении. В частности, одной из восточных областей, благодаря политике её правителей из рода Орбелянов, удалось получить некоторую политическую независимость и выйти из-под господства местной монгольской власти, и в результате Сюник, где располагался Гладзор, стал личным поместьем хана. Благодаря удалённости власти завоевателей стало возможным появление учебного заведения, способного дать своим студентам образование на высоком уровне.

Княжеский дом Орбелянов и Прошянов, в чьих владеньях находился Сюник, принимал самое активное участие в создании различных памятников искусства, монастырей, храмов. Именно они в 1270-е годы построили упомянутые выше храмы в Гладзоре. Следующим шагом с их стороны в деле созидания образовательного центра было приглашение людей, способных организовать высшую школу. Нерсес из селения Муш, которому суждено было стать основателем Гладзорского университета, со своим учеником Есайей в это время был вынужден бежать из монастыря святых апостолов в Тароне, так как обитель подверглась нападению курдов. Их путь лежал в Сюник. Здесь же на них обратили внимание представители княжеского рода, пригласившие их в Танаат. Вынужденное бегство из Тарона произошло, видимо, в 1281 году, а обосновались они в Танаате — в 1282 году. Именно этот год можно считать датой основания университета, получившего впоследствии наименование Гладзорского.

В Гладзор активно начали стекаться ученики со всей Армении и даже из-за пределов её исторической части, в частности — из Киликии, и не только для получения богословских и философских знаний, но и для усовершенствования в искусстве миниатюры и каллиграфии. По свидетельству одного из писцов, Есайя воспитал триста шестьдесят вардапетов — «дипломированных» выпускников университета. Гладзор пользовался большим авторитетом. Здесь изучались сочинения западных авторов, из-под пера его выпускников вышло немало антилатинских сочинений. Буквально за несколько десятилетий на армянский язык было переведено множество сочинений средневековых авторов.

Все это дало современникам право именовать Гладзорскую школу «университетом», «вторыми Афинами», «столицей мудрости». «Вторыми Афинами» обитель Ахперц именуется, например, в рукописи 1284 года, исходя из чего можно предположить, что возникает это наименование ещё при ректорстве Нерсеса Мшеци. Гладзор был единственным интеллектуальным центром, в котором, как нам известно, было девять «рабунапетов» («первоучителей»). Вряд ли когда-то мы сможем узнать, чем «архирабуны» («рабунапеты») отличались от обычных «рабунов», но само дифференцирование преподавательского состава свидетельствует о существовании своей системы общественных связей. Гладзор, хотя и уступал в материальном обеспечении западным университетам, ничуть не отставал по качеству образования.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть