Давид Анахт (Непобедимый) – едва ли не самый выдающийся представитель древнеармянской философской мысли. Он сыграл важную роль в развитии философской науки древней и средневековой Армении и оставил неизгладимый след в истории развития философской мысли соседних народов.
Давид Анахт был представителем эллинофильской школы армянских ученых и писателей. Большое влияние на его творчество оказала интенсивная литературная и научная деятельность данной школы, которая с 460-х годов вслед за маштоцевской школой переводчиков развернула обширную исследовательскую и переводческую деятельность.
Давид Анахт на рукописи XIII века
Переводы сочинений античных авторов — Аристотеля, Платона, Филона Александрийского, Афтония, Дионисия Фракийского, Порфирия, Псевдо-Каллисфена и др. — имели важное значение для развития философской мысли в Армении.
Биографические данные Давида Анахта скудны. Родился он в селе Нергин Таронской области Западной Армении. В рукописях он часто упоминается также как Давид Нергинаци. Точная дата его рождения неизвестна, по некоторым данным, он родился приблизительно в 70-х годах V века.
Долгое время он учился в Александрии, а затем занялся там преподавательской деятельностью. Он часто бывал в Афинах и Константинополе, где участвовал в дискуссиях с византийскими учеными и неоднократно одерживал победы, за что и был прозван Анахтом. В западной литературе он известен еще и как Давид Армянский.
Его перу принадлежат многие сочинения и историко-философские исследования, в том числе «Определения философии», «Анализ «Введения» Порфирия», «Толкования аналитики Аристотеля», «Толкование категорий Аристотеля». Сочинения Давида Анахта сохранились на двух языках: армянском и греческом.
Его философия зиждилась в основном на воззрениях Аристотеля, так как Александрийская школа, где он провел долгие годы, принадлежала к направлению неоплатонизма, где ощущалось сильное влияние аристотелевской философии. Но это не мешало Давиду Анахту применять собственные методы в исследованиях ряда философских проблем.
Именно поэтому многие ученые считали и считают творчество Давида Анахта специфическим, а его самого — виртуозом философской мысли. Следует отметить, что в 1980 году по решению ЮНЕСКО отмечался 1500-летний юбилей Давида Анахта.
Научная деятельность ученого охватывала почти все направления философии того времени – онтологию (учение о сущем), гносеологию (учение о познании), психологию, логику, эстетику и этику.
Давид Анахт определил круг проблем, которые исследует философия как наука, дал четкое определение этой области знаний, установив ее цели и задачи. Он систематизировал все области знаний своего времени и выдвинул стойкую классификацию наук, которая и легла в основу средневекового образования.
Центральное место в этой классификации занимает философия, которой предшествуют грамматика, риторика и диалектика или логика. Согласно Давиду Анахту, диалектика уже и есть основная часть и одновременно орудие философии.
Теоретическая философия, как писал ученый, делится на физику, математику и теологию или метафизику. Каждая из этих наук имеет сложное подразделение. Давид Анахт подробно описывает «различные виды математики».
Это арифметика, музыка, геометрия и астрономия. Это науки, занимающиеся категорией количества и различными количественными соотношениями: числовыми – арифметика и музыка, пространственными – геометрия и астрономия. Четыре математические дисциплины занимают место между физикой и метафизикой.
По мнению философа, они являются необходимой ступенью, подготавливающей ум к переходу от постижения материального, которым занимается физика, к постижению божественного, чем и занимается метафизика.
Давид Анахт писал: «… Созерцая творения и создания, а также упорядоченное движение мира, мы постигаем Творца посредством мышления и умозрения. Незримое познается через то, что зримо».
Определяя цели и задачи, а также назначение философии, он писал: «Ближайшей целью философии является умерщвление порочных страстей и очищение души. Доброта, мудрость и сила – вот основные качества философа».
«Знание, — писал Давид, — несмотря на всю свою важность и необходимость, играет вспомогательную роль, оно помогает достижению душевной добродетели, ибо дает человеку возможность отличать ложь от истины, зло — от добра, чтобы избегать зла. Добродетель и духовное совершенство есть конечная и высшая цель философии».
«Еще Платон говорил, — отмечает Давид Анахт, — что он называет философом не того, кто много знает, и не того, кто может говорить о многих вещах, а того, кто ведет непорочную и незапятнанную жизнь». Именно в этом и заключалась цель практической философии Давида – стремление избегать зла и подготовка души к освобождению. Этой цели должны служить три составные части практической философии: этика, экономика и политика.
Влияние Давида Анахта на армянскую научную мысль прослеживается на протяжении всего средневековья. Его труды снискали широкую популярность также в византийском и арабском научном мире. Его признавали Иоанн Дамаскин (VII–VIII вв.), Никифор Влеммид (XIII в. ), Аль-Кинди (IX в.) и Ибн Сина (XI в.). В XVIII в. «Определения философии» и «Анализ Введения Порфирия» Давида были переведены на грузинский язык и сыграли важную роль в развитии науки в Грузии.
Давид Анахт сыграл выдающуюся роль в формировании философской науки Армении и оставил неизгладимый след в истории ее многовековой духовной культуры.
На главном фото – статуя Давида Анахта в Ереване работы скульптора Сержа Меграбяна
Источник – vstrokax.net.