Имя Генриха Маляна неразрывно связано со становлением армянского кино в советские годы. Именно Малян является автором таких культовых фильмов как «Мы и наши горы», «Гикор», «Наапет», «Парни музкоманды», «Айрик», «Пощечина» и других, вошедших в золотой фонд армянского кино.
Генрих Суренович Малян родился 30 сентября 1925 года в грузинском Телави. С 1942 по 1945 годы работал чертежником на заводе в Тбилиси. В 1951 году Малян поступает в Ереванский художественно-театральный институт, после чего в 1953 году проходит Высшие режиссерские курсы в московском ГИТИС –е. В 1954 году Генрих Малян становится режиссером киностудии «Арменфильм».
В 1980 году Малян основал при киностудии и был первым художественным руководителем Театра-студии киноактера (в настоящее время — Ереванский Театр-студия киноактера им. Г. Маляна). Первой была постановка Генрика Маляна «Поучительные сказочки моей родины» по рассказу Уильяма Сарояна.
Одновременно Малян преподавал в в Ереванском художественно-театральном институте, где с 1982 года был профессором. В том же 1982 году режиссер был удостоен звания Народного артиста СССР.
«В кино Генрих Малян стал моим крестным отцом. Это он первым меня заметил и доверил мне сыграть в своих фильмах», - говорил о нем Фрунзик Мкртчян.
В картинах армянского режиссера блистали лучшие актеры советского кино – Фрунзик Мкртчян, Софико Чиаурели, Галя Новенц, Сос Саркисян, Хорен Абраамян, Галина Беляева, Наталья Крачковская и многие другие.
«Герои его фильмов были настоящими армянами, и он сам был настоящим армянином – с его болью и заботами, мечтами. Я еще не встречал такого человека, который, как он, смог бы так прогрузиться в сущность армянина», - говорил о Маляне Сос Саркисян.
Генрих Малян скончался 14 марта в 1988 года в Ереване.
Ко дню рождения мастера армянского кино вспоминаем шесть легендарных кинолент Генриха Маляна.
«Парни музкоманды»
Экранизация повести «Музыкальная команда» Микаэла Шатряна была снята Генрихом Маляном совместно с Генрихом Маркаряном на киностудии Арменфильм в 1960 году. Премьера фильма состоялась 10 апреля 1961 года.
Сюжет фильма выдержан в духе своего времени: в Армении установлена Первая Республика. А парни из оркестра дашнакской армии с нетерпением ждут прихода Красной Армии. В ожидании, они заняты подрывной деятельностью. Все свои неоднозначные действия музкоманда проводит с искрометным юмором и притягательной легкостью.
Отсутствие в фильме революционного пафоса, монументальных поз и прочей характерной подачи этой темы придали фильму второе дно. В шестидесятые и в семидесятые его смотрели не как историю о том, как люди ожидают Красной Армии, а как инструкцию по противостоянию системе, которая с приходом Красной Армии и началась.
«Треугольник»
В первых кадрах фильма «Треугольник», снятого Генрихом Маляном в 1967 году, предстает панорама Ленинакана. Покатые крыши его домов, вдали виднеются главные храмы города — Сурб Аменапркич (известный «близнец» Кафедрального собора в Ани) и Сурб Аствацацин. Вдруг разносится звон наковальни. Камера выхватывает небольшую постройку, над крышей которой курится дым. Это — кузница: Гюмри издавна славится своими кузнечных дел мастерами.
Речь в фильме пойдет о кузнице, ставшей своего рода маленькой моделью мира, того, что происходит здесь и всюду. В кузнице сошлись дружба, любовь, расставание с близкими и родными людьми, осознание утраты. Все это показано глазами ребенка. В этой картине нет стремительно развивающегося сюжета, действие ее неторопливо, даже замедленно. Добрыми и любящими глазами смотрит режиссер на своих героев — пятерых армянских кузнецов и одного маленького мальчика.
Замечателен актерский состав «Треугольника». Главные роли исполнили Армен Джигарханян, Сос Саркисян и Фрунзик Мкртчян. Снятая по сценарию Агаси Айвазяна картина завоевала немало наград — Государственную премию Армянской ССР, Вторую премию по разделу современной тематики на кинофестивале в Ленинграде, Главный приз «Прометей» и диплом I степени на кинофестивале Закавказья и Украины в Ереване.
«Мы и наши горы»
Этот фильм считается комедией, но на самом деле он гораздо глубже. «Мы и наши горы» - это рассказ о двух параллельных вселенных – о мире сухого, черствого, требовательного закона, и о мире человеческих отношений, где многие вопросы можно решить за разговором, не прибегая к помощи арбитра в лице представителей власти. Фильм, снятый по мотивам произведений Гранта Матевосяна, стал ответом на реалии той эпохи, в которую был снят, и по сей день остается в числе культовых картин «Арменфильма». Это иносказательная притча о взаимоотношениях города и деревни, власти и человека, советского и национального.
Главные роли в фильме исполнили Сос Саркисян, Фрунзик Мкртчян, Хорен Абраамян, Азат Шеренц, Артур Пелешян, Галя Новенц.
Фильм получил особое упоминание на международном кинофестивале в Сан-Ремо в 1976 годум, а также признан лучшим армянским фильмом всех времен по версии журнала «Ереван».
«Айрик»
Айрик – по-армянски значит отец. И Фрунзик Мкртчян в фильме Маляна играет отцовскую ответственность за своих детей и за мир вообще, играет человека очень доброго и активного, несущего свою доброту в мир, людям. Герой Мкртчяна пытается и жизнь окружающих, с которыми так или иначе соприкасается он или его дети, наладить по законам собственных высоких представлений о чести, доброте, красоте.
Действие картины, снятой в 1972 году, сосредоточено в основном на событиях, происходящих внутри одного семейства – смешных и грустных, значительных и малозначительных, радостных и печальных.
«Наапет»
«Наапет» - первый художественный фильм, в котором затронута тема Геноцида, экранизация одноименной повести Грачья Кочара. Наапет потерял все, всю свою семью, он больше никогда не увидит родного дома, никого из тех, кто был ему дорог. Но он находит в себе силы построить на каменистой земле новый дом, женится, и снова становится отцом.
Критики в целом высоко оценили фильм, выделяя не только работу режиссёра Генриха Маляна, но и оператора Сергея Исраеляна. В частности, киновед Э. Х. Паязат характеризовал «Наапет» как фильм, «поэтичность которого органично сочетается с ярко выраженной гражданской страстностью, а выразительность лирических сцен с удивительной эмоциональностью и емкостью метафорических картин».
Успех фильма был большим и шумным. В мае 1978 года в рамках XI Всесоюзного кинофестиваля, состоявшегося в Ереване, главный приз достался фильму «Наапет». Приза за высокое операторское мастерство удостоился Сергей Исраелян, а Софик Саркисян – исполнительнице роли Нубар вручили приз за лучший дебют. Надо отметить, что фильм «Наапет» был показан на каннском кинофестивале, он был включен и в программу проводящейся во Франции недели лучших советских фильмов.
«Пощечина»
Фильм «Пощечина» («Кусочек неба») 1980 года – лиричный, грустный и очень атмосферный.
Все фильмы Генриха Маляна отличаются высоким художественным стилем, качественной картинкой, которая врезается в память, и остается как образ. Но даже на всем блестящем маляновском фоне «Пощечина» оказалась особенной. Интерьеры, тщательно подобранные костюмы, детали старого быта - редкий фильм переносит в прошлое так, как этот.
«Пощечина» - это история мальчика-сироты – чистого и наивного Торика и его любви к Анджеле – девушке, занимающейся позорным ремеслом древнейшей профессии, любви, вызвавшей презрение у всего общества небольшого западно-армянского городка.
Фильм получил приз за лучшую режиссуру на Всесоюзном кинофестивале в 1981 году, а также был отмечен и на кинофестивале в Сан-Ремо. За роль в матери Торика грузинская актриса Софико Чиаурели получила звание народной артистки Армении.
В публикации использованы материалы barev.today, armmuseum.