Говорят, ни у одной из актрис советского кино не было столько наград. Ее обожали и в Грузии, и за ее пределами, Сергей Параджанов называл ее своей музой.
Софико родилась в семье актрисы Верико Анджапаридзе и кинорежиссера Михаила Чиаурели. В их доме постоянно собирались известные артисты, и творческая судьба талантливой девочки была предопределена, хотя мать будущей актрисы долгое время скептически относилась к работе дочери. «Отец мной восхищался, а мама критиковала всю жизнь», — вспоминала Софико Чиаурели.
Лишь много лет спустя, за два года до собственной кончины, Верико произнесла тост, о котором не раз вспоминала ее дочь: «Никогда такого не говорила, но сейчас я хочу выпить за свою дочь, которая гораздо большая актриса, чем я».
Во время войны в Тбилиси была эвакуирована труппа Московского художественного театра, и в их доме часто гостили Немирович-Данченко и Книппер-Чехова. К творческой атмосфере театральных посиделок Софико привыкла с самого детства, и ее дальнейшая судьба была предопределена.
Отец Софико знал несколько языков, хорошо пел, играл на разных музыкальных инструментах и считался чуть ли не лучшим тамадой в Грузии. Поэтому его приглашали и на все Кремлевские вечеринки – Михаил Чиаурели был любимцем Сталина. Сам он безоговорочно верил вождю и снял о нем три фильма. А вот Верико не разделяла любви мужа к Сталину – многие ее знакомые были репрессированы, ее саму однажды сняли с поезда и собирались арестовать, но спасло имя мужа. После смерти Сталина Хрущев сослал Чиаурели в Свердловск, позже они смогли вернуться в Тбилиси, но снимать Михаилу уже не давали.
А в самый разгар оттепели и борьбы с культом личности Софико, несмотря на свою фамилию и фильмографию отца, поступила сразу в два московских вуза — ВГИК и ГИТИС, впоследствии выбрав первый.
Об годах учебы во ВГИКе актриса всегда вспоминала с особенной теплотой: «Потому что была молода, потому что любила, встречалась с интересными людьми. В Москве жили и живут, слава богу, несколько родственников, самый известный из которых Георгий Данелия, мой двоюродный брат. Ничто не омрачало жизнь, даже периодически опустошавшийся кошелек. Я умела стряпать, используя любые имеющиеся в наличии продукты, да и в институтском буфете тогда бесплатно давали чай с сахаром, хлеб и горчицу, так что смерть от голода нам не грозила».
Будучи студенткой, Софико вышла замуж за режиссера Георгия Шенгелая, в которого была влюблена с 16 лет. После окончания обучения они вместе вернулись в Грузию – он снимал фильмы, она играла в театре и в кино.
Георгий Шенгелая и Софико Чиаурели, 1974г
Их семейный союз был очень крепким, и для многих стало полной неожиданностью, когда он вдруг распался через 20 с лишним лет. А причиной стала новая любовь Софико – актер и спортивный комментатор Котэ Махарадзе. Обоим было за 40, оба связаны брачными узами, но во время совместных репетиций вдруг поняли, что не могут провести друг без друга больше ни дня.
На счету Софико — полсотни ролей в кино. Ее кинематографическая карьера началась еще во время учебы в ВГИКе. Дебютом актрисы стала мелодрама «Наш двор» Резо Чхеидзе. Каждый год был отмечен для Софико новым фильмом с ее участием, а в 1966-м на экраны вышла «Хевсурская баллада» — поэтическое повествование о гордой девушке Мзекале, влюбившейся в заезжего художника. Именно в этой картине актрису заметил Сергей Параджанов.
«Она похожа на фреску, она — сама жизнь, сама природа», — восхищался режиссер. В фильме «Цвет граната» он отдал Чиаурели сразу шесть ролей, одна из которых — мужская.
Идея поручить женщине роль Саят-Новы — знаменитого музыканта и поэта — пришла к режиссеру после знакомства с иранскими фресками, где людей, угадывающих мысли друг друга, изображали с одинаковыми лицами.
Вот и Чиаурели играет в картине и юношу, и его возлюбленную. В этой же картине Софико предстала в образе музы поэта, мима, ангела и сумасшедшей монахини.
«Софико блестяще справилась с задачей, которую я поставил перед ней. Она даже превзошла ее, так как я не смел надеяться, что одна актриса может соединить в себе филигранность иранской миниатюры, утонченность восточных фресок и скульптурность византийского искусства!», - говорил Параджанов.
Привязанность актрисы к режиссеру была взаимной. Она называла его одним из своих любимых авторов и восхищалась его умением работать. Но в ее жизни были и другие режиссеры, и роли. Актриса играла в фильмах Георгия Данелии, Тенгиза Абуладзе и Аллы Суриковой. Она могла сыграть и молодую сестру Бенджамина в комедии Георгия Данелии «Не горюй!» (1969), и 80-летнюю Сидонию в драме «Тепло твоих рук» (1972). Самой известной ролью актрисы стал образ экстравагантной секретарши в фильме «Ищите женщину». Перед съемками Софико не смогла приехать в Москву на кинопробы, и тогда режиссер Алла Сурикова вместе со съемочной группой сама отправилась в Тбилиси.
Кадр из фильма «Ищите женщину», 1982г
В 1980 году режиссер Генрих Малян пригласил Софико в свой фильм по «Пощёчина» (арм. «Կտոր մը երկինք») по роману Ваана Тотовенца, в котором актриса сыграла вместе с Фрунзиком Мкртчяном. Фильм был отмечен на кинофестивале в Сан-Ремо, а за роль Турванты Софико Чиаурели получила звание народной артистки Армении.
Софико Чиаурели была единственной из советских актрис, кто семь раз удостоился приза «За лучшую женскую роль» на международных конкурсах. Ее именем названа одна из улиц в центральной части Тбилиси. Актриса беззаветно любила этот город и была его почетным гражданином.
Скончалась Софико Чиаурели 2 марта 2008 года после продолжительной болезни, похоронена в Дидубийском пантеоне писателей и общественных деятелей Грузии рядом с супругом Котэ Махарадзе.
В публикации использованы материалы culture.ru.