Работа — это смысл жизни актера: образ Сирануш в фильме «Танго нашего детства» сломал представление о Гале Новенц как о «характерной актрисе эпизода» - RadioVan.fm

Онлайн

Работа — это смысл жизни актера: образ Сирануш в фильме «Танго нашего детства» сломал представление о Гале Новенц как о «характерной актрисе эпизода»

2021-07-26 20:27 , Минутка истории, 2639

Работа — это смысл жизни актера: образ Сирануш в фильме «Танго нашего детства» сломал представление о Гале Новенц как о «характерной актрисе эпизода»

Бывает, что кино дарит артистам успех, известность в самом начале творческой жизни. У нее все было иначе. К своему «звездному часу» Галя Новенц шла через годы упорной, кропотливой работы.

Девочка выросшая в обыкновенном ереванском дворе, она ни о чем другом кроме актерской судьбы не мечтала. Окончив школу, поехала в Москву, но во ВГИК ее не приняли. На родине Новенц в 1954г. поступила в Ереванский художественно-театральный институт, окончила творческую мастерскую видного педагога и постановщика Армена Гулакяна. После выпускного вечера весь их курс уехал из столицы в город Капан, где открывался новый театр.

В кино она впервые снялась в 1965 году — в фильме «Здравствуй, это я!» сыграла маленькую, но запомнившуюся роль курдиянки, живущей вместе с учеными на высокогорной научной станции. Так дальше и пошло, ее стали приглашать только на эпизоды. В фильмах «Братья Сарояны», «Мы и наши горы», «Наапет», «Пощечина», «Гикор», «Крик павлина», «Белые грезы»...

Кадр из фильма «Наапет»

Затем ей удалось получить эпизодическую роль в фильме Альберта Мкртчяна «Песнь прошедших дней». А когда эта работа закончилась, их общие друзья рассказали, что теперь Альберт пишет новый сценарий, где образ героини делается специально для нее․

Шло время, сценарий фильма «Танго нашего детства» был написан и принят к производству, и тут выяснилось, что на роль Сирануш пробуются другие, более известные актрисы. Галю все же пригласили на студию и предложили снова сыграть эпизод – жену милиционера. Она расплакалась и ушла

«Я знал, чувствовал, что Галя очень талантливый человек, что она способна добиться удивительных результатов, даже появляясь на экране на несколько минут, —рассказывал режиссер Альберт Мкртчян. — Но тут снова сработала инерция режиссерского мышления: а вдруг «не потянет» большую роль? Потом все же понял, что играть в этом фильме должна только Галя Новенц. И счастлив что не ошибся. Ведь это удивительно, когда актриса и образ находят друг друга и сливаются воедино. Какие они разные — Сирануш из фильма и актриса, создавшая этот образ. Галя в жизни — молчаливая, скромная, тихая. Ее героиня Сирануш — сгусток энергии и эмоций. У нее душа нараспашку: и горе и радость делит с людьми каждому готова помочь—соседям, знакомым, всему городу, на все пойдет ради детей, ради мужа, который бросил ее ушел к другой. Работающая посудомойкой в столовой эта женщина любит искусство мечтает чтобы ее сын стал большим актером. Как много чувств, стремлений, страданий доброты переплетено в ее душе! И это делает экранный характер живым колоритным, неповторимым, а саму героиню обобщенным образом женщины, матери».

Кадр из фильма «Танго нашего детства»

«Когда я прочитала сценарий, то поняла, что не смогу спокойно жить, если не сыграю эту роль, - вспоминала Галя Новенц — В ней оказалось так много близкого моей душе! Фильм этот очень личностный автобиографичный: он навеял автору воспоминаниями о его послевоенном детстве. В Сирануш он стремил эмоционально воссоздать образ своей матери. Она жила в Ленинакане — это удивительный город открытых и добрых людей. Знаю это, потому что и сама несколько лет работала там в театре, общалась с подобными женщинами, впитала в себя их говор, манеры. Быть может, еще и потому так легко и радостно было на съемках. Незабываемо и общение с чудесным партнером Мкртчяном, который играл роль мужа Сирануш Рубена — он помогал мне, поддерживал, вдохновлял. Это были счастливые месяцы. Ведь работа — это смысл жизни актера».

Потом Галю Новенц ожидало немало новой интересной работы — и в Ереванском Государственном Академическом театре имени Г. Сундукяна. и на киностудии «Арменфильм». Она снялась в картине Г. Мелик-Авакяна «Яблоневый сад» по повести Стефана Зорьяна, были и еще несколько интересных предложений. Именно образ Сирануш сломал представление о Гале Новенц как лишь о «характерной актрисе эпизода».

Игра Гали Новенц в фильме «Танго нашего детства» была отмечена главным призом за лучшую женскую роль на 18-м Всесоюзном кинофестивале в Минске, который проходил в 1985 году. В том же году за роль Сирануш она удостоилась особого упоминания жюри на Международном кинофестивале в Венеции.

«Надо очень серьезно относиться к актерскому искусству и понимать, что не каждый, кто поднялся на сцену – актер. Конечно, природная одаренность важна для достижения успеха, однако нельзя пренебрегать ролью образования, которое выявляет для артиста множество исполнительских подробностей, нюансов. Иными словами, данный свыше дар надо совмещать со знаниями и кропотливой работой. Актер должен быть всесторонне развит, информирован. Может показаться, что для создания того или иного образа общая эрудированность не имеет принципиального значения. Однако я глубоко убеждена, что как бы человек ни был одарен артистическими данными, недоразвитый артист не способен создать глубинные образы. Поэтому надо получить хорошее образование, учиться, постоянно совершенствоваться, так сказать, тренироваться»,- говорила актриса.

На театральной сцене и в кино Галя Новенц сыграла больше пятидесяти ролей. Восхищённые игрой Новенц часто сравнивали её с итальянской актрисой Анной Маньяни.

«Галя Новенц действительно была феноменальным явлением в национальной кинематографии, - отмечал театровед Левон Мутафян. - Пусть это не покажется переоценкой или преувеличением, но Галя Новенц была величайшей актрисой национального кино всех времен. Верная своей творческой теме, своим художественно-эстетическим принципам».

Галя Новенц была женой известного театрального постановщика Ерванда Казанчяна. В браке у супругов родились двое сыновей – Степан и Акоп. После смерти сына Степана, Новенц в 1995 году переезжает к внукам в США. Но, не сумев смириться с жизнью в дали от родины, артистка вернулась в Армению и продолжила играть в театре Акопа Пароняна.

Последней ролью актрисы стала работа в июне 2012 года в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Чуть позже из-за тяжелой болезни ее госпитализировали в больницу, где она и скончалась 22 июля.

«Ее главенствующей темой была тема защиты прав страдающей женщины – уважение к страданиям и боли женщины. Она принесла на экран страдание, принесла молчаливую боль, выражение молчаливых переживаний, отказавшись от крикливых тонов и внешних эффектных решений». Левон Мутафян

По материалам открытых источников

Лента

Рекомендуем посмотреть