Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося скульптора-монументалиста, графика, народного художника Армении Ара Арутюняна, чье потрясающее творчество многопланово и разнообразно: он автор более 40 памятников, монументов и архитектурных ансамблей в Армении и за ее пределами. Арутюнян – автор грандиозных монументов, городских памятников, станковой скульптуры и блистательной графики. Благодаря Богом данному таланту и одержимости в работе, он сумел поднять на качественно иной уровень художественную культуру Армении, привнести современное осмысление, принципиально новые скульптурные и графические решения в изобразительное искусство ХХ века. Кроме того, сегодняшний Ереван, да и всю Армению трудно представить без работ мастера, ставших для нас, армян, особыми, дорогими сердцу символами.
Ара Арутюнян в своей мастерской
Ко дню рождения непревзойдённого мастера рассказываем о его работах, ставших символами Еревана.
Монумент «Мать Армения»
Монумент «Мать-Армения» – безусловный символ Армении, с возведением которого сбылось одно из удивительных предсказаний Мастера, обладавшего мощной интуицией и даром предвидения. Во время демонтажа памятника Сталину (теперь уже немногие знают, что на том же пьедестале высилась фигура «вождя всех народов» работы Сергея Меркурова) скульптор сказал: «Здесь будет стоять памятник моей работы!».
Ара Арутюнян. Эскиз монумента «Мать-Армения»
Скульптура была установлена в 1967 году в Ереване на монолитном постаменте, сооруженном в начале 1950-х годов по проекту архитектора Рафаела Исраеляна. Назначение скульптуры связано с созданием памятника Победы, в котором действует музей «Армянский народ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Скульптор воплотил в образе Матери-Армении волю и мужество, внутреннюю силу. Это собирательный образ армянки, стоящей на страже родной земли. Идея материнства глубоко переплетена здесь с мыслью о защите Отечества.
Скульптуру отличают стилизованная форма рук, строгие черты одежды; изгиб правой руки, выполненный четко под прямым углом, по задумке Арутюняна, символизирует силу защитницы, могущество и величие Родины. На лбу женщины размещен покрытый сусальным золотом знак полусферической формы.
А прообразом памятника «Мать-Армения» стала 17-летняя студентка Евгения Мурадян. «Художник проницательно сумел разглядеть и выразить то, что таилось во мне, но еще непонятно было и мне самой. В будущем по мере взросления я не раз убеждалась в этом», — позже признавалась она.
Памятник Комитасу
В истории армянского изобразительного искусства вряд ли найдется еще один художник, посвятивший столько произведений великому композитору Комитасу, как скульптор Ара Арутюнян. Глубокой скорбью и болью проникнуты скульптурные и графические произведения Мастера, посвященные Комитасу, ставшему жертвой геноцида армян в Османской империи. Очень лирична по своему звучанию и пластическому языку фигура прислонившегося к абрикосовому дереву композитора, погруженного в горестное раздумье.
Образ гениального красной нитью проходит через все творчество Арутюняна. Удивительный факт в его биографии: именно с создания памятника Комитасу начинает он свой творческий путь (в 1954 году дипломная работа Ара Арутюняна выиграла конкурс и была установлена на могиле великого композитора в Пантеоне деятелей армянской культуры в Ереване) и завершает его лирическим образом композитора, прислоненного к дереву в сквере Ереванской консерватории.
Ара Арутюнян. Надгробие на могиле Комитаса, 1955 г
«У Ара Арутюняна есть цикл под названием «Цирани цар» - «Абрикосовое дерево». Это фигуры Комитаса, вытянутые во весь рост, левой рукой касающиеся правой. Сделаны они из разных материалов, отличаются размером, деталями одежды и т.д. Именно такого Комитаса Ара Арутюнян и хотел создать в монументальном жанре для консерваторского сквера. Однако, обсудив проект, в правительстве Советской Армении решили, что Вардапет у главного музыкального вуза страны должен сидеть, а не стоять. Тогда скульптор, поразмыслив, решил преобразовать в монументальный памятник другую свою работу, созданную в 1972 г., образец которой представлен в нынешней экспозиции, и по ассоциации с циклом «Абрикосовое дерево» посадил Комитаса на поваленный абрикос», - рассказывал внук скульптора Ара Арутюнян-младший.
В этой работе Мастер проявил весь свой талант, создав не просто монументальную работу с тонко очерченными линиями и совершенной пластикой, а композицию, сразу вписавшуюся в окружающую среду и наполнившую ее смыслом. И без нее невозможно представить Ереван.
Памятник Саят-Нове
В 1963 году в Ереване появился проспект имени знаменитого армянского ашуга Саят-Новы. В этом же году был установлен памятник поэту. На камне высечены слова ашуга:
«Не всем мой ключ гремучий пить: особый вкус ручьев моих!
Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!».
Памятник навсегда вписался в облик нашего города и, как отмечал известный искусствовед Б. Зурабов, «считается одним из лучших примеров архитектурно-скульптурного микроансамбля в городской среде».
Памятник ашугу выполнен из белого мрамора. Архитектурная часть представляет собой стенку из прямоугольных блоков, в просветах между которыми видны деревья и дома Еревана. Из блока в левой стороне композиции выступает голова поэта. На его лице — печать мудрости и одновременно грусти. На блоке справа вверху — рельефы армянки, грузинки и азербайджанки в национальных головных уборах — это символ принадлежности творчества Саят-Новы к трем национальным культурам. Ниже из стены по тонкому желобку вытекает струя воды — это символ родника и неувядающей поэзии Саят-Новы. На противоположной стороне памятника имеется рельеф в виде двух гордых орлов.
В 1964 году за памятник Саят-Нове Ара Арутюняну была присуждена серебряная медаль Академии художеств СССР.
P. S.
Есть еще немало историй и об этом удивительном человеке, неординарном художнике Ара Арутюняне, и о его гениальных творениях, и обо всем этом мы непременно расскажем в наших последующих публикациях. С днем рождения, Мастер!
В публикации использованы материалы сайта araharutyunyan.com.
Публикацию подготовила: Тамара Хачатрян