Ара Арутюнян: три истории о том, как творчество автора монумента «Мать-Армения» сыграло важную роль в международных отношениях - RadioVan.fm

Онлайн

Ара Арутюнян: три истории о том, как творчество автора монумента «Мать-Армения» сыграло важную роль в международных отношениях

2019-08-28 21:28 , Минутка истории, 5800

Ара Арутюнян: три истории о том, как творчество автора монумента «Мать-Армения» сыграло важную роль в международных отношениях

«В человеке всегда живет внутренняя потребность создавать. У художника не планы – у него мечты, которые он стремится осуществить. Я думаю, что художник, творец никогда не стареет, так же как сущность большого искусства – вечно живущая правда». Ара Арутюнян

Скульптор Ара Aрутюнян (1928-1999гг) – художник широкого творческого диапазона. Мастерство, высокое душевное стремление, неукротимая энергия, оригинальность мысли ощутимы во всех произведениях. Его работы украшают улицы, площади и парки городов Армении, России, Франции, Италии и др., находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея искусства народов Востока, Национальной галереи Армении, а также в галереях и частных коллекциях в различных странах мира.

Творческое наследие скульптора огромно, художественная значимость велика. Оно отличается жанровым и композиционным разнообразием, многоплановостью и масштабом. Арутюнян создал более 40 монументов, памятников и архитектурно-скульптурных ансамблей в Армении, России, Франции, Италии, на Филиппинах и в других странах, а также много произведений станковой скульптуры и графики.

«Мать-Армения», фрагмент

Арутюнян сделал очень много для столицы Армении – Еревана. Он является создателем грандиозного монумента, известному каждому армянину - «Мать-Армения».

Музей «Эребуни», главный фасад

Выполненные мастером рельефы и сегодня украшают фасады театра имени Г. Сундукяна, музея «Эребуни», Дома журналиста и других зданий. Их архитектурное и скульптурное решение во многом определило живописно-пластическую выразительность современного Еревана.

Скульптурный ансамбль Армянского академического театра имени Г, Сундукяна

Жизнь Ара Арутюняна была чрезвычайно интересна и содержательна, наполнена разнообразными событиями, встречами как в Армении, так и за рубежом. И даже в установлении и развитии международных связей творчество Ара Арутюняна сыграло весьма немаловажную роль.

Первая история произошла на биеннале по скульптуре в итальянском городе Каррара, известном центре добычи и обработки природного белого мрамора. Биеннале состоялось в 1965 году, в нем участвовали как советские, так и западные скульпторы. В составе советской делегации прибыл и Ара Арутюнян, который привез свою раннюю работу – «Юность».

Ара Арутюнян в своей мастерской

Каррарский мрамор в силу своих природных качеств ценился скульпторами еще со времен античности, здесь выбирал материал для своих работ и Микеланджело. В Карраре Арутюнян посетил знаменитый горный кратер, где добывается мрамор. На каменоломне он заметил скульптурную работу внушительного размера – голову и руки Иисуса Христа. Художник поинтересовался, для какого проекта были изготовлены эти фрагменты, и ему сообщили, что планировалось создание гигантской статуи Христа из каррарского мрамора, но заказчик прекратил финансирование, в результате чего автор отказался продолжать работу и статуя оказалась ненужной.

По возвращении домой Арутюнян предложил главе администрации Еревана Григору Асратяну продолжить дружеский контакт с Италией и перевезти мощные мраморные руки из Каррары в Ереван в знак дружбы. Но надо отметить, что при всем желании советская делегация никоим образом не могла принять в дар голову Христа по идеологическим соображениям: ведь в СССР была установлена идеология агрессивного атеизма. Градоначальник поддержал идею мастера, и действительно, была осуществлена транспортировка «Рук Каррары» в Армению. Вскоре они были установлены в одном из центральных скверов Еревана, с течением времени став одним из символов армянской столицы.

«Руки дружбы»

В свою очередь в знак дружбы Армянская ССР преподнесла Италии работу А. Арутюняна – выполненный из красного туфа памятник-родник под названием «Ереван и Каррара: города-побратимы», установленный в Карраре в 1967 году. Памятник-родник представляет собой небольшую стелу, напоминающую средневековый хачкар (крест-камень), украшенную рельефным орнаментом и вырезанной в туфе виноградной лозой. В верхней части помещено изображение мифического образа – птицы Сирин, а по бокам стелы изваяны два овна.

Памятник-родник в Карраре

В связи с тем, что Ереван и Каррара стали городами-побратимами, родники Дружбы установили и в Карраре, и в Ереване. Оба памятника – работы Ара Арутюняна.

Памятник-родник в Ереване

Вторая история произошла почти 10 лет спустя. По просьбе ветеранов Второй мировой войны в Париже в пригороде Иври Ара Арутюнян создал памятник одному из руководителей антифашистского движения Сопротивления, национальному герою Франции, армянину по происхождению Мисаку Манушяну, жестоко казненному в преддверии победы.

Памятник Мисаку Манушяну

В 1978 году власти Франции и СССР организовали торжественное открытие памятника с участием скульптора и его жены Джулии, посла СССР во Франции, мэра Парижа и мэра округа Иври. Выразительная бронзовая голова героя выступает из туфовой стелы, на которой высечена надпись: «Слава тому, кто погиб за то, чтобы жила Франция». Так средствами искусства была запечатлена общая историческая память.

В 2014 году в Армению с официальным визитом посетил тогдашний президент Франции Франсуа Олланд. Свою речь он посвятил не забытому Францией подвигу Мисака Манушяна, увековеченного Ара Арутюняном.

Еще 10 лет спустя произошла и третья история. В 1988 году Арутюнян создает скульптурный портрет первой женщины-президента в Азии — Корасон Акино и преподносит ей в дар. Это событие значительно улучшило дипломатические отношения между двумя странами — СССР и Филиппинами.


Ара Арутюнян лепит президента Филиппин Корасон Акино

О незабываемой встрече Ара Арутюняна и президента Филиппин Корасон Акино вспоминала Сусанна Арутюнян, дочь Ара Арменовича, кандидат исторических наук, востоковед, в публикации в газете «Ноев Ковчег».

«История с Корасон Акино особенно фантастична. Был обычный теплый ереванский вечер, мы сидели у телевизора. В новостях сообщили: на смену свергнутого ненавистного филиппинского президента Фердинанда Маркоса пришла первая в истории стран Азии женщина-президент. Отец обратился ко мне: «Посмотри, какая интересная женщина, я бы ее вылепил». Наступил 1988 год, отец едет в Сингапур и Филиппины. Оказавшись на приеме в посольстве СССР на Филиппинах, он повторил свое давнишнее желание. На следующий же день его пригласили во дворец Малаканьян.

Корасон Акино училась на отделении искусств в Нью-Йорке, ее сильно заинтересовало желание мастера. Вылепил отец Корасон буквально за один сеанс. Причем глина (ее просто нет на острове) была заменена схожим по составу материалом, долго и тщательно обработанным трудолюбивыми руками отца. Возникшая между ними симпатия незримо присутствует даже на фотографии, сделанной во время сеанса.

Ара Арутюнян и выполненный им портрет Корасон Акино

Потом папа долго и театрально рассказывал о своей далекой любви к прекрасной Корасон (что в переводе с испанского означает «сердце»). В том же году между Филиппинами и СССР были установлены дипломатические отношения, можно сказать, с легкой и талантливой руки папы. Он был награжден орденом Дружбы народов».

Есть еще немало историй об этом удивительном человеке, непревзойденном мастере Ара Арутюняне, которые мы расскажем в последующих публикациях.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

Лента

Рекомендуем посмотреть