Рафаел Исраелян — выдающийся армянский зодчий, народный архитектор СССР. «Архитектор, строитель, художник, исследователь, дизайнер, график, прикладник, Исраелян умел всё — он блестяще рисовал и писал, лепил, оформлял книги, занимался чеканкой, керамикой, резьбой», — писали Левон Бабаян и Юрий Яралов в своей монографии, посвящённой творчеству Рафаела Саркисовича.
Рафаел Исраелян родился в 1908 году в Тифлисе в семье педагогов — Саркиса Акоповича и Мариам Ахназаровны. Его отец, родом из Шуши, был широко образованным человеком, занимался исследованиями в области фольклора, собирал и обрабатывал образцы народного творчества родного Карабаха (Арцаха).
Окончив в 1925 году 72-ю трудовую школу, Рафаел, или Рафо (так его называли дома, а потом и в народе), «был полон стремления служить своему народу, однако ещё не ясно представлял себе свою будущую специальность». Исраелян поступил в железнодорожный техникум. По завершении первого курса, получив право бесплатного проезда по железной дороге, он с товарищами отправился по маршруту Тифлис — Москва — Дальний Восток. В Москве, посетив выставку архитектуры, Рафо решил: «Дальше не поеду, вернусь домой и начну учиться зодчеству».
В 1928 году Рафаел Исраелян стал студентом архитектурного факультета Тифлисской академии художеств, где начал изучать основы искусства архитектуры. С 1930 года он продолжил учёбу на архитектурном факультете Ленинградского института коммунального строительства. После его окончания, в 1932 году, Рафо вместе с группой сокурсников обратился на кафедру архитектуры в Российскую академию художеств (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина) с просьбой разрешить продолжить архитектурное образование и защитить дипломный проект.
Рафаел Исраелян, как и вся архитектурная молодёжь начала 1930-х годов, был увлечён конструктивизмом, считал себя последователем Корбюзье, увлекался поэзией Владимира Маяковского. В то же время, по мере того как он постепенно открывал для себя мир древнего и средневекового армянского зодчества, глубоко вникал в анализ произведений мирового классического искусства, в нём наметился поворот к собственному видению задач современного ему времени. Это совпало с преддипломным периодом учёбы в Академии художеств.
Об этом важном периоде формирования творческого лица Рафаела Исраеляна сохранились воспоминания друзей-сокурсников. «Это было для нас золотое время, — писал кандидат архитектуры О. Иванова, — каждый вечер мы рисовали, писали, занимались композицией, слушали лекции. В архитектуре только начали отходить от конструктивизма, на принципах которого мы воспитывались, и, конечно, мы несколько растерялись, только один Рафо твёрдо шёл по выбранной им дороге. Он знал и глубоко чувствовал всю многовековую сложную историю своего народа. «Я буду работать в Армении и только для Армении», — говорил он».
Монумент «Мать Армения». Фото: Л.М. Бабаян, Ю.С. Яралов. «Рафаел Исраелян» (Москва: Стройиздат, 1986)
Широко известна знаменательная история выбора темы дипломного проекта, её вспоминали все сокурсники. Было предложено разработать проект «Речной вокзал в Нижнем Новгороде». Рафаел Исраелян заявил, что он сделает здание речного вокзала в традициях армянской архитектуры на «условной» реке. Кафедра уступила настойчивости Исраеляна, и в итоге появился проект, в котором современное функционально-техническое решение сочеталось с архитектурно-художественным образом, несущим ярко выраженный национальный характер, подчёркнутый смелым цветовым решением проекта и прорисовкой деталей.
После защиты дипломного проекта, за который он получил оценку «отлично», в 1934 году Исраелян там же, в Академии художеств, учился в аспирантуре, организованной для наиболее отличившихся выпускников. Здесь он продолжал совершенствовать своё мастерство. Участвовал на открытых конкурсах, выезжал в Армению на зарисовки и обмеры, активно интересовался материалами по истории армянской архитектуры. В эскизах он создавал свой архитектурный мир, богатый образными находками, шлифовал технику рисунка и акварели.
Обстоятельства сложились так, что обучение в аспирантуре не завершилось защитой кандидатской диссертации. Курсы были закрыты, началась самостоятельная творческая жизнь вчерашних аспирантов.
В 1936 году Рафаел Исраелян переехал в Ереван и поступил на работу во Вторую государственную архитектурную мастерскую, которой руководил Геворк Барсегович Кочар, выпускник Московского ВХУТЕИНа, один из лидеров (вместе с К.С. Алабяном, М.Д. Мазманяном и др.) ВОПРА, организатор её армянской группы.
Акведук (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Наземные (с открытыми лотками) и подземные акведуки сооружались со 2 тыс. до н. э. в странах Древнего Востока, а также в Древней Греции (с 7 в. до н. э.) и Римской империи (с 4 в. до н. э.). Примером современного акведука, решенного в монументальных формах, является акведук на реке Раздан в Ереване. Он был построен в 1949 году архитектором Р. Исраеляном и инженером Г. Егияном. Большая советская энциклопедия
В последующие годы проектная организация, в которой начал работать Исраелян, многократно реорганизовывалась, объединялась с другими институтами (Армгоспроект, Армпромпроект). Исраелян оставался работать на том же месте, менялись только названия должностей.
Среди работ Рафаела Исраеляна довоенного периода следует указать начало проектирования большого комплекса винных подвалов треста «Арарат» в Ереване, жилой дом на улице Налбандяна, общежитие Горно-металлургического техникума, а также неосуществленные проекты — Дом туриста на мысе Цамакаберд, жилой дом Строительного техникума, конкурсный проект памятника В.И. Ленину на площади Ленина (ныне площадь Республики) в Ереване.
Мемориальный комплекс «Сардарапат»
В течение 1941–1943 годов Рафаел Исраелян активно работал в Комитете по охране исторических памятников Армении. Эта работа многое ему дала. Он всецело ушёл в новую для себя область деятельности, которая была знакома ему по отдельным обмерам и зарисовкам в студенческие годы. Серьёзное и кропотливое изучение памятников армянского зодчества помогло ему освоить прогрессивные черты национального наследия.
Взглядом исследователя и практика проникнув в глубину сложного процесса формообразования в армянской архитектуре, он сумел увидеть там самое ценное и жизнеспособное, обогатившее его яркую индивидуальность. Всё дальнейшее послевоенное творчество Исраеляна, его лучшие работы отмечены печатью органичного освоения закономерностей развития национального зодчества, что давало возможность всё более отходить от неизбежного на первых порах у каждого зодчего заимствования отдельных форм, деталей и композиционных приёмов наследия.
Рафаел Исраелян и Ара Арутюнян
В послевоенный период архитектор Рафаел Исраелян спроектировал и осуществил около 100 зданий и сооружений самого различного назначения, масштаба и характера. К наиболее значительным относятся монумент в честь победы Советского Союза в Великой Отечественной войне «Мать Армения» (скульптор А. Арутюнян), комплекс винных подвалов, акведук на реке Раздан, Сардарапатский мемориальный комплекс (совместно со скульпторами А. Арутюняном, С. Манасяном, А. Шагиняном) и здание Музея этнографии Армении в Армавире, здание Института физики, профилакторий в Агверане, рестораны, а также жилые дома, памятники в Апаране, Муса-Лере, Нор-Аджне, родники-памятники, а также большое число малых архитектурных форм.
Кроме того, в наследии Рафаела Исраеляна значительное место занимают неосуществлённые и конкурсные проекты (в том числе Музей В.И. Ленина в Москве), архитектурные замыслы, произведения прикладного искусства, книжной графики и многое другое.
В течение 20 лет Рафаел Исраелян руководил проектированием на кафедре архитектуры Ереванского политехнического института, передавая новому поколению архитекторов свой богатый опыт.
В 1952 году Рафаел Исраелян защитил кандидатскую диссертацию на тему «Мои работы в архитектуре» в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
Рафаел Исраелян был удостоен почётных званий: заслуженного деятеля искусств (1961), заслуженного архитектора Армянской ССР (1968) и народного архитектора СССР (1970). Посмертные выставки произведений Рафаела Исраеляна были организованы в 1974–1976 годах в Ереване, Ленинграде, Киеве, Харькове и Минске.
Статья подготовлена по книге Л.М. Бабаяна и Ю.С. Яралова «Рафаел Исраелян» (Москва: Стройиздат, 1986).