Армянские женщины славились своим талантом, красотой и храбростью испокон веков. Роль женщины неоценима в становлении армянской государственности, культуры и религии. В нашей сегодняшней подборке, приуроченной к 8 Марта – Международному женскому дню, мы по традиции рассказываем о выдающихся армянских женщинах. Сегодняшние наши героини – безмерно талантливые и неординарные армянки, внесшие неоценимый вклад в искусство не только на родине, но и далеко за ее пределами.
Надежда Папаян
В 1890–1900-х годах на сцене блистала армянка Надежда Папаян – артистка ведущих театров Милана, Неаполя, Парижа, Санкт-Петербурга и Тифлиса, вызывая неизменный восторг публики и добившись мирового признания. К сожалению, артистка с бесконечно прекрасным голосом и неповторимым артистизмом, прожила недолго – всего 37 лет, однако успела увековечить свое имя в истории армянского и русского вокального искусства.
Когда в 1893 году в Тифлисе состоялся первый сольный концерт Надежды, она сразу же завоевала симпатии и музыкальное общество города, а критики были от нее без ума. Надо отметить, что Надежда сразу же отвергла предложение писать свою фамилию на афишах на русский лад, стремясь утвердиться в искусстве именно как армянка. Ей говорили, что для карьеры будет лучше, если она станет именоваться Надеждой Папаевой, но певица гордилась армянским происхождением и каждый свой концерт неизменно заканчивала армянской песней. Ведь еще в самом начале своей творческой деятельности певица наряду с произведениями российских и европейских композиторов часто выступала с армянскими произведениями. Она работала с такими армянскими певцами, как Нерсес Шахламян, Беглар Амирджанян. А когда она дебютировала в партии Маргариты из «Фауста» в Тифлиской опере, ее партнером стал молодой дебютант Федор Шаляпин.
Постоянные выступления в оперных театрах Тифлиса сделали Надежду Папаян любимицей публики и новым предметом гордости местного армянского общества. Говорят, что после каждого ее выступления из лож на сцену сыпался дождь из цветных бумажек, на которых на армянском, русском и других языках были написаны восхваления приме – «Браво, Папаян!», «Браво, армянскому соловью!»…
«Самый большой успех был у молодой певицы Папаян: ее выступление было игрой выдающейся драматической артистки, все спетые ею ноты прекрасны. В верхнем регистре ее голос звучит приятно и имеет редкую – серебряную – чистоту. В нем проявляется сила артистки и секрет ее успеха», - так о ней писала пресса тех лет.
Русские музыкальные критики также высоко оценили искусство армянки. Величайший русский композитор Римский-Корсаков выразил мнение, что именно Папаян создана для роли Марфы в опере «Царская невеста». Ее талант оценили также Глазунов, Ершов и многие другие.
А известный армянский писатель Костан Зарьян в своей автобиографии отметил, что благодаря Надежде Папаян он полюбил оперное искусство: «В Тифлисе меня отвели в оперу. Пела известная армянская певица по фамилии Папаян. Весь вечер она меня восхищала, а сама опера стала чем-то волшебным».
Гухар Джан
Это сегодня Индия известна своими болливудскими суперзвездами, но так было не всегда. Когда-то чтобы услышать выступление известных музыкантов или танцоров, надо было попасть на концерт. Ситуация изменилась с появлением граммофона. Именно в этот момент взошла звезда Гухар Джан (1873-1930) — певицы и танцовщицы армянского происхождения из Калькутты, чью музыку слушали по всему миру. Считается, что именно она первая в Индии стала записывать граммофонные пластинки — самая ранняя запись датирована 2 ноября 1902 года.
Имя Гухар Джан уже было почитаемо в музыкальных кругах Индии рубежа веков. Среди других танцовщиц и исполнительниц она выделялась экспериментальным, нестандартным подходом к музыке. Поэтому неудивительно, что она первая воспользовалась достижениями эры граммофона, а Фредерик Уильям Гайсберг, индийский агент компании «Граммофон», выбрал ее среди всех других музыкантов. Про нее нередко говорили: «Музыкальное событие без Гухар Джан — это как свадьба без невесты».
В 1903 году записи Гухар Джан стали распространяться в Индии и пользоваться огромным успехом. Она стала настолько известна, что когда Индию посетил британский монарх Георг V, ее пригласили в Дели спеть для него. Гухар исполнила особую песню с поздравлениями по случаю коронации, которая состоялась 22 июня 1911 года.
Фотографии Гухар появлялись на открытках и на спичечных коробках (например, выпущенных в Австрии). За свою блестящую карьеру она успела сделать 600 записей песен на 15 языках: хинди, бенгали, урду, арабском, санскрите, английском, французском и других. Все они были сделаны с 1902 по 1920 год.
Кэти Берберян
Американская певица армянского происхождения Кэти Берберян считалась одной из самых известных меццо-сопрано в США и Европе, голос которой вдохновлял самых известных композиторов середины XX века.
Нью-Йорк, где прошла ее юность, подарил молодой армянке возможность раскрыть свои музыкальные и сценические таланты. Сначала Кэти изучала танцевальное, актёрское и оформительское искусство в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, а затем — в 1942 году, по стипендии продолжила музыкальное образование в Париже и Милане, где прекрасно освоила французский и итальянский языки.
В Италии молодая армянка встретила своего будущего мужа – известного итальянского композитора Лучано Берио, с которым прожила в браке более 16 лет. Как певица Кэти дебютировала в Италии в 1957 году, а в США ее голос услышали спустя три года.
В 1960-ых годах Лучано Берио посвятил Кэти Берберян несколько известных музыкальных произведений — «Тема. Посвящается Джойсу», «Круги», «Сольный концерт для Кэти», ставших впоследствии ее визитной карточкой по всему миру.
Музой итальянца восхищались и другие известные композиторы середины прошлого столетия. Голос Кэти покорил выдающегося русского композитора Игоря Стравинского, который в 1964 году написал для нее элегию памяти Дж.Ф.К (Кеннеди).
Джон Кейдж, Ханс Вернер Френце, Луи Андриссен и многие представители так называемого музыкального авангарда XX века доверяли армянской певице свои лучшие творения. Кэти Берберян исполняла также сочинения Клаудио Монтеверди, Клода Дебюсси, Жака Оффенбаха, Джорджа Гершвина, Луиджи Ноно и многих других.
А ее интерпретацией песен «Битлз» восхищался выдающийся итальянский ученый, философ и писатель Умберто Эко, который писал о редком умении Берберян с особым вкусом и исполнительским мастерством сочетать классику с современной музыкой: «Только когда появилась Кэти Берберян, мы убедились, что «Битлз», возвращенные, как и следовало, к Перселлу, могут идти в одном концерте с Монтеверди и Сати».
Лили Чукасян
Армянка Лили Чукасян на протяжении многих лет считалась одной из ведущих в мире контральто. Знаменитая оперная певица, контральто с мировым именем, американка армянского происхождения, она выступала на сценах большинства ведущих оперных театров мира в сопровождении самых известных симфонических оркестров. Лили начала карьеру в 40-х годах как концертная певица, но не добилась широкого признания, пока не начала петь оперу, когда ей самой было уже далеко за тридцать. Лили Чукасян превратилась в одно из ведущих контральто мира на протяжении 60-х и 70-х годов, особенно долгой и успешной была ее карьера Метрополитен-Опера. Ею восхищались за звонкое сфокусированное звучание и прекрасную музыкальность. Чукасян часто пела, вопреки традициям, оратории по памяти.
В 1956 году Чукасян был поставлен диагноз — рак молочной железы и врачи дали ей всего шесть месяцев жизни. При поддержке семьи она решила бороться с болезнью и победила страшный недуг, и ее жизнь вернулась в нормальное русло.
На протяжении 24-летней карьеры в Метрополитен-Опера Чукасян исполнила множество главных ролей и еще больше второстепенных партий, продолжая активно гастролировать как концертная исполнительница.
И даже после ухода со сцены, Чукасян присоединилась к преподавательскому составу вокального факультета Музыкальной школы Йельского Университета. В 2002 году она была награждена медалью Университета Сэнфорда.
Тамара Ханум (Петросян)
Еще до эры телевидения и музыкальных клипов в Средней Азии уже была своя этническая мега-звезда. Ее можно было слушать и смотреть в музыкальных представлениях, где танцы, песни и наряды создавали неотразимый шоу-эффект, поражавший даже искушенную публику. Ее называли «восточной Айседорой Дункан». Британская королева лично вручала выдающейся артистке высокую награду за вклад в искусство.
Судьба этой выдающейся женщины чем-то похожа на сказку про Золушку. Ей пришлось пережить бедность и голод, прежде чем прославиться на весь мир. Ее имя гремело не только на просторах бывшего Советского Союза, но и далеко за его пределами. Эта армянская девочка из Богом забытого узбекского поселка была обязана своей баснословной популярностью целеустремленному характеру, исключительному трудолюбию и редкому художественному дару.
На протяжении десятилетий талант этой удивительной женщины, вплетенный в самобытный орнамент узбекского танцевального искусства, радовал зрителей всего мира. Она раскрыла красоту песенно-танцевального творчества 86 народов Узбекистана и других республик Центральной Азии, ближнего и дальнего зарубежья. Тамара Ханум начала выступать с 13 лет, и с тех пор в ее душе не угасало пламя любви к искусству.
По воле случая или нет, в 1925 году Тамара Ханум и ее муж, известный певец Мухитдин Кари-Якубов представляли свой край на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Их выступление произвело настоящий фурор и положило начало головокружительной карьеры артистки. Во время этой поездки ей удалось познакомиться со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан. Бывшая жена Сергея Есенина даже хотела проверить позвонки и руки Тамары Ханум, так как считала, что не может простой человек с обычным строением тела так танцевать и выполнять столь сложные, невероятные движения.
Газета «Известия» писала о ней: «Армянка по происхождению, она неотделима от узбекского национального искусства и раскрыла красоту песенно-танцевального творчества народов мира. По ее искусству люди учились понимать и ценить красоту и своеобразие разных культур. Ее дерзновенный полет души можно объяснить ее же словами: “Жить — значит петь”». Тамара Ханум никогда не забывала своих армянских корнях. С особым трепетом и любовью исполняла она армянские танцы и песни.
В 1940-е танцовщица была символом для всех бойцов советской армии. Даже была поговорка: «В небе – Александр Иванович Покрышкин, под землей – Алексей Григорьевич Стаханов, в эфире – Юрий Борисович Левитан, по радио – Клавдия Ивановна Шульженко, на сцене – Тамара Ханум».
На протяжении всей жизни Тамара Ханум выступала, даже в преклонном возрасте готова была станцевать где угодно – в гостях, на сельской сцене. Ее жажда творчества и неугасающая энергия пленяли людей и приковывали к артистке взгляды.
Продолжение следует…