«Она превратила в музыку внутренний голос самой повседневности»: Кэти Берберян, вдохновлявшая самых известных композиторов середины XX века - RadioVan.fm

Онлайн

«Она превратила в музыку внутренний голос самой повседневности»: Кэти Берберян, вдохновлявшая самых известных композиторов середины XX века  

2021-01-10 21:40 , Немного О..., 2930

«Она превратила в музыку внутренний голос самой повседневности»: Кэти Берберян, вдохновлявшая самых известных композиторов середины XX века
Она превратила в музыку внутренний голос самой повседневности. Умберто Эко

Американская певица армянского происхождения Кэти Берберян считалась одной из самых известных меццо-сопрано в США и Европе, голос которой вдохновлял самых известных композиторов середины XX века.

Кэти Берберян родилась в 1925 году в американском городе Этлборо (штат Массачусетс), в семье армян, переехавших в США в начале XX века.

Юность будущей звезды оперной сцены прошла в Нью-Йорке, куда в конце 1920-ых годов перебралась семья Берберян.

Нью-Йорк подарил молодой армянке возможность раскрыть свои музыкальные и сценические таланты. Сначала Кэти изучала танцевальное, актёрское и оформительское искусство в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, а затем — в 1942 году, по стипендии продолжила музыкальное образование в Париже и Милане, где прекрасно освоила французский и итальянский языки.

В Италии молодая армянка встретила своего будущего мужа – известного итальянского композитора Лучано Берио, с которым прожила в браке более 16 лет. Как певица Кэти дебютировала в Италии в 1957 году, а в США ее голос услышали спустя три года.

В 1960-ых годах Лучано Берио посвятил Кэти Берберян несколько известных музыкальных произведений — «Тема. Посвящается Джойсу», «Круги», «Сольный концерт для Кэти», ставших впоследствии ее визитной карточкой по всему миру.

Музой итальянца восхищались и другие известные композиторы середины прошлого столетия. Голос Кэти покорил выдающегося русского композитора Игоря Стравинского, который в 1964 году написал для нее элегию памяти Дж.Ф.К (Кеннеди).

Джон Кейдж, Ханс Вернер Френце, Луи Андриссен и многие представители так называемого музыкального авангарда XX века доверяли армянской певице свои лучшие творения. Кэти Берберян исполняла также сочинения Клаудио Монтеверди, Клода Дебюсси, Жака Оффенбаха, Джорджа Гершвина, Луиджи Ноно и многих других.

«Мы живем в совершенно ином измерении, - отмечала она. - Хотим этого или нет, мы принадлежим настоящему времени, поэтому должны шагать с ним в ногу», - считала певица.

В ее репертуаре особое место занимали армянское народные песни, с которыми она объездила всю Америку и Европу.

Берберян записала также виниловый диск с иронически обработанными в стиле барокко песнями группы «Битлз», которая до сих пор остается популярной.

Именно ее интерпретацией песен «Битлз» восхищался выдающийся итальянский ученый, философ и писатель Умберто Эко, который писал о редком умении Берберян с особым вкусом и исполнительским мастерством сочетать классику с современной музыкой: «Только когда появилась Кэти Берберян, мы убедились, что «Битлз», возвращенные, как и следовало, к Перселлу, могут идти в одном концерте с Монтеверди и Сати».

Берберян скончалась в 1983 году в Милане от сердечного приступа.

В 2003 известный бельгийский композитор Анри Пуссёр написал микрооперу для женского голоса и кларнета «Rossignolade» памяти Кэти Берберян и Лучано Берио.

Лента

Рекомендуем посмотреть