Еще до эры телевидения и музыкальных клипов в Средней Азии уже была своя этническая мега-звезда. Ее можно было слушать и смотреть в музыкальных представлениях, где танцы, песни и наряды создавали неотразимый шоу-эффект, поражавший даже искушенную публику. Ее называли «восточной Айседорой Дункан». Британская королева лично вручала выдающейся артистке высокую награду за вклад в искусство.
Неподражаемая танцовщица и певица - Тамара Ханум, реформатор исполнительного стиля узбекского женского танца (катаугон, кари наво, пиля, садр, кешауюн и др.), создатель жанра песенно-танцевальной миниатюры. Тамара Ханум была удостоена званий народной артистки Узбекской ССР и СССР, становилась лауреатом Сталинской премии, получила множество престижных наград и премий.
Судьба этой выдающейся женщины чем-то похожа на сказку про Золушку. Ей пришлось пережить бедность и голод, прежде чем прославиться на весь мир. Ее имя гремело не только на просторах бывшего Советского Союза, но и далеко за его пределами. Эта армянская девочка из Богом забытого узбекского поселка была обязана своей баснословной популярностью целеустремленному характеру, исключительному трудолюбию и редкому художественному дару.
Тамара Ханум родилась 16 марта в 1906 года в скромной семье Анны и Артема Петросян, сосланных в Туркестанский край, в небольшой поселок на станции Горчаково (ныне город Маргилан). Выросшая в узбекской махалле, девочка мало чем отличалась от поселковых ребятишек - черноглазых, резвых. Когда в поселке появлялась труппа бродячих артистов, все они сбегались на представление. Тамару завораживали выступления фокусников, канатоходцев, танцоров. Дома она невольно повторяла движения артистов. С каждым разом неловкие па становились все увереннее, и уже в шесть лет девочка заслужила первые аплодисменты, танцуя перед родней.
«Вот увидите, она еще станцует в Париже!», - как-то горделиво заметила мать, рассмешив присутствующих. Но прошло время, и триумфальное выступление в Париже положило начало блистательной карьере молодой танцовщицы.
А ведь в те далекие времена на мусульманском Востоке было немыслимо, чтобы женщина выступала на сцене. Тамара подрастала, и люди все чаще говорили Петросянам, что их дочь ведет себя неподобающим образом - ведь та и не думала бросать свое увлечение танцами. Отцу даже угрожали расправой, если он не приструнит свое дерзкое чадо.
Однако вмешался случай: на станцию Горчаково прибыл агитпоезд «Восток» с коллективом артистов под руководством Хамзы Хаким-заде Ниязи, будущего классика узбекской литературы. Такие миссии искусства «для просвещения народа» были очень распространены в первые годы советской власти. Кто-то рассказал Хамзе о талантливой девочке, и это решило ее судьбу: в конце 1918 года Тамара впервые вышла на настоящую сцену.
Ей было только 12 лет, но она уже выступала перед зрителями наравне с остальными. Танец жил в ней органично, заряжал страстью, требовал воплощения. Выступления на самодеятельных концертах резко выделяли юную танцовщицу, она по-прежнему была единственной представительницей прекрасного пола, осмелившейся танцевать публично, да еще и с открытым лицом. Угрозы в адрес Тамары продолжались, и родители, от греха подальше, отправили дочь в Ташкент.
В 1922 году девушка поступила ученицей в Ташкентскую балетную труппу и стала танцевать в полупрофессиональных концертных группах, которыми руководили первые узбекские артисты: Аброр Хидоятов, Ятым Бабаджанов, Али Ародобус Ибрагимов. Увы, слухи о ее «непристойном» поведении дошли до ее родного поселка, и местные фанатики зверски расправились с ее отцом. Мать осталась одна с детьми, и те крохи, которые Тамара получала за выступления, шли на кусок хлеба для родных.
Балетная труппа гастролировала по Средней Азии, давая концерты народных танцев. В маленьких городках и кишлаках в адрес девушки-танцовщицы нередко летели угрозы и камни. Одно выступление чуть ни стоило Тамаре жизни: разбушевавшиеся зрители готовы были разорвать ее в клочья. Спас один из артистов, известный музыкант и острослов Юсуфджан-кызык. В суматохе он накинул на нее паранджу и помог незаметно выбраться из толпы.
Требовалась немалая сила духа и убежденность в своей правоте, чтобы не сдаться. В 1923 году она отправилась в Москву, для продолжения образования в Театральном техникуме им.А.В.Луначарского. Московские зрители компенсировали все неприятные моменты первых выступлений, встречая искусство молодого дарования ажиотажем. Именно в Москве она получила свое второе метафорическое имя – «ласточка Востока».
Бывало, что особо настойчивые поклонники пробирались после концерта за кулисы, чтобы лично выразить свой восторг. Так что, когда один такой молодец очутился в гримерной и осыпал ее комплиментами, Тамара не удивилась. Им оказался известный певец Мухитдин Кари-Якубов. Представив его, руководитель сказал ей: «Теперь вы будете выступать вместе». Тогда она не предполагала, что «вместе» - будет навсегда: Мухитдин стал ее мужем, отцом дочери.
Молодые супруги отправились в первую заграничную поездку, во Францию. В 1925 году в Париже проходила Всемирная выставка декоративного искусства. Мухитдину Кари-Якубову и Тамаре выпала честь представлять на ней свой край. Их номер имел ошеломляющий успех, об узбекских артистах парижане вспоминали еще долго.
Возвращаясь домой, супруги проехали через Германию, где с Тамарой захотела познакомиться прославленная танцовщица Айседора Дункан. Она попросила Тамару позволить ей потрогать и пересчитать позвонки, доказывая, что при нормальном строении тела человек не способен на такие невероятно сложные и прекрасные движения.
Широкое признание и славу Тамара вкусила в 19 лет. После успеха в Париже перед ней открылся весь мир. Она объездила половину земного шара, и не счесть стран, где отплясывали ее маленькие ножки. После одной забавной истории за ней прочно закрепился псевдоним Ханум. Случилось так, что перед крупным концертом в Москве один из его организаторов услышал, как земляки называют Тамару «ханум» (женщина). Назавтра афиши с именем «Тамара Ханум» висели по всему городу.
Иностранцы никак не могли понять, какой же национальности эта поразительная танцовщица. Армянка по крови, выросшая в узбекской махалле, Ханум из каждой поездки привозила домой новый танец, перевоплощаясь в нем с огромной силой. В ее творческой копилке собрались танцы 86 народов мира. Тамара запоминала не только танцевальные па, но и особенности походки, мимики, телодвижений, присущие жителям разных стран. Костюм, грим и сам танец преображали ее настолько, что каждый народ принимал эту великолепную женщину за свою землячку.
В 1938 году она совершила переворот в сценическом искусстве, совместив два жанра - песню и танец. Теперь артистка еще и пела на многих языках, причем, без акцента, полностью вживаясь в создаваемый образ. «Едва я сделаю шаг из-за кулис навстречу залу, - говорила она, - физически ощущаю тысячи невидимых нитей, которые молниеносно возникают между мной и зрителем. Чем больше этих нитей, тем лучше звучит голос, в меня словно вселяются тысячи бесов, которые и творят мой танец», - признавалась она.
Эта экспрессия, одержимость любимым делом, необыкновенное трудолюбие и Богом данный талант много лет держали ее на вершине всеобщего уважения и восхищения. В 1935 году на Международном фестивале танца в Лондоне британская королева лично вручила артистке высокую награду за вклад в искусство.
Во время Великой отечественной войны Тамара Ханум прошла с концертами весь фронт, от Тихого океана - до Европы, за что военное командование присвоило ей, единственной из артисток, звание капитана и дало право на ношение оружия.
Главы государств, видные политики, артисты, общественные деятели почитали за честь увидеть выступление Тамары Ханум и лично познакомиться с нею. Композитор Исаак Дунаевский писал: «Вы меня приглашаете в солнечный Узбекистан. Спасибо! Но солнечной будет любая страна, любое место, где находитесь Вы и Ваше замечательное искусство!».
Накопив творческий опыт, в 1930 году именитая артистка пробует свои силы в качестве балетмейстера. В 1932 году, в сотрудничестве с режиссером З. Кабуловым и композитором П. Рахимовым, она организовала театр в Ургенче, где выступала одновременно балетмейстером, танцовщицей и педагогом-репетитором. По ее инициативе была открыта и школа классического балета в Ташкенте.
Оптимизм, чувство юмора и сила духа помогли ей надолго сохранить свою красоту. До преклонных лет она гастролировала по миру, не теряя ни клокочущей энергии, ни гибкости движений. Жизнерадостная, добросердечная по натуре, она магнитом притягивала к себе людей.
Тамара Ханум скончалась в 1991 году, в Ташкенте, завещав сделать в своем доме музей, где бы хранились тысячи сценических костюмов, в которых она выступала. Каждый из них, расшитый золотыми и серебряными нитями, драгоценными камнями, - сам по себе образец искусства.
Музей Тамары Ханум открылся в 1994 году. Он сохранил интерьеры жилых комнат, костюмы, записи песен, великолепную коллекцию картин, подарков, фотографий и рукописей выдающейся артистки. Среди них - неопубликованные воспоминания, а также стихотворения, созданные уже в период мудрости, на склоне лет. В одном из них Тамара Ханум обыгрывает строчки Омара Хайяма: «То, что Судьба пришла тебе дать, нельзя не умерить и не отнять...».