3 мая 2021 года скончался известный советский, российский артист цирка – дрессировщик хищных животных, создатель многих цирковых программ, Заслуженный артист Армянской ССР, Народный артист России Михаил Ашотович Багдасаров. Ему было 75 лет.
Старший сын в семье, чтобы помочь родителям, в 12 лет он устроился работать в типографию помощником линотиписта. Тогда же соседка Ася Манучарова, артистка цирка, пригласила его на представление. «Я как увидел этот праздник, влюбился в цирк – и всё! Остался там! – вспоминал артист. – Меня отец убить был готов. Сын подметает полы в цирке – ужас!».
Отец хотел, чтобы Михаил стал нормальным человеком – рабочим. Но тот был непоколебим. С 13 лет трудился, начиная с самых азов, в качестве конюха, униформиста у дрессировщика Константина Константиновского. Позже по воле случая оказался в Нижнем Новгороде (в те годы – город Горький). Увидел афишу «Маргарита Назарова – в Горьковском цирке». Сделал всё, чтобы попасть к ней в труппу. И попал. На десять лет.
С 1973 года начал выступать с самостоятельной программой. Успех пришел к нему в 1979 году вместе с его новым аттракционом «Давид Сасунский», в котором хищники (тигры, пантеры, леопарды) выходят под музыку Арама Хачатуряна из балета «Спартак».
В октябре 1991 года Михаил Багдасаров выступил с новым аттракционом «Тигры-шоу», 18 уссурийских тигров. Главной помощницей тут стала его дочь Карина. А с 1994-го в это шоу он ввел своего сына Артура. Артуру на тот момент было 14 лет, в таком возрасте не пускают работать с хищными животными: «А какая разница сейчас его сожрут или через 4 года», - шутил Михаил Ашотович, и ни разу потом не пожалел о своем решении.
В 2006 году Михаил Багдасаров передал полностью всё в руки своих детей и ушел на заслуженный отдых. Но его темперамент и неиссякаемое трудолюбие нашли своё продолжение, он стал художественным руководителем Нижегородского цирка, того самого цирка, где он начинал свои первые артистические шаги.
Страницы из жизни Михаила Багдасарова, написанные его сыном Артуром
Цирковое детство
… В возрасте тринадцати лет Михаил попал в другой мир под названием цирк. Это место как болото засосало его полностью и на всю жизнь. Он ушел из дома и большую часть времени проводил там, перебивался с хлеба на воду. Самая вкусная еда - бочковой ржавый огурец за три копейки и кусок хлеба. Любыми путями пытался попасть в цирк, перелезал через ворота, проходил зайцем через центральный вход. Его выгоняли, но он опять проникал вовнутрь.
Со временем люди поняли, что выгонять его бесполезно и решили, пусть помогает. Так Миша стал униформистом в цирке.
Униформист — рабочий у манежа, который помогает артистам, выносит реквизит, подметает ковёр и выравнивает манеж граблями. Почему граблями, потому, что в то время манежи в цирках были опилочные. Выгружалась гора опилок, и её равномерно нужно было разровнять по всему манежу. Миша не боялся никакой работы, всё время помогал, чем мог.
Нужно медведя подвести на поводке, он тут. Нужно вынести мусор, пожалуйста. Целая эпоха цирковых легенд прошла на его глазах. Чего только стояли выступления борцов в третьем отделении программы! Афиши пестрили заголовками – Внимание! Внимание! В третьем отделении нашей программы великие борцы: Арнаутов, Плясуля, Цари Сулейман! На эти зрелища Михаил и протаскивал через чёрный ход своих друзей.
Соседи, видящие его в цирке, пренебрежительно говорили, что сын Ашота работает дворником! Метлой метёт…, «Варя, тебе не стыдно?», - говорили они бабушке! А она понимала, что это единственное на то время занятие, которое может отвести её сына от улицы.
Михаил стал зарабатывать небольшие деньги и поддерживал мать и пятерых братьев. Но всё равно, это были небольшие на то время деньги. Поэтому приходилось много где подрабатывать. Он был помощником во многих номерах, связанных с животными, берейтором у лошадей, слоновожатым. Но со слонами вышел небольшой казус.
Каждый день отец ставил лестницу и поднимался на спину слону, помыть или почистить. Мелом красил ногти слонам, чтобы на манеже они смотрелись красиво. В один из дней другой рабочий, который завидовал отцу, сказал выковырять камни из кожи у слона. Тот поставил лестницу, забрался на спину и стал выковыривать. Вдруг слон громко затрубил и хоботом сбил его со спины. Отец от удара пробил доску в заборе и вылетел наружу. Это его и спасло, потому что дрессировщик слонов, узнав об этом инциденте, посоветовал Михаилу больше и близко не подходить к этому слону. Объяснив, что он сделал ему больно и что это были никакие не камни, а бородавки и что у слонов очень хорошая память, и тот может ему отомстить.
Тем временем, в Баку на гастроли приехала известная дрессировщица тигров, Маргарита Назарова. В один из дней тигры, по какой-то нелепой случайности, то ли по недосмотру служащих, вышли из клеток. Началась страшная погоня за артистами, которые ничего не подозревавшие готовились к работе. После чего, нескольких человек отвезли в больницу с тяжёлыми ранениями, на помощь прибежала униформа, в которой больше всех отличился униформист Бакинского цирка, Миша Багдасаров.
Маргарита Назарова
Он метлой загнал тигров в клетку. Узнав про подвиги юного униформиста, дрессировщица тигров Маргарита Назарова предложила отцу, не хочет ли он оставить работу в униформе и пойти работать к ней?! Михаил, конечно же, был очень рад, но понимал, что ему по возрасту никто не даст работать у хищников даже помощником. Тогда Маргарита Назарова ему сказала, что как только исполнится 18 лет, возьмёт его к себе и слово своё сдержала.
Работа в Армянском коллективе
После выпуска номера Багдасарова причислили к новому коллективу Союзгосцирка под названием «коллектив Армении», в котором практически все номера были в исполнении армян.
В Советском Союзе тогда была популярна дружба народов, акцент ставился на национальные коллективы. Подхватив эту задумку Союзгосцирк, создал много национальных коллективов, Украинский, Армянский, Татарский и т. д. Номер Михаила всегда проходил хорошо и зрителям очень нравился. Но мечта у него была работать с хищниками.
И вот, в один из дней он подошел к худруку коллектива Борису Газаряну и рассказал о своей мечте, о хищниках. О том, что давно мечтает сделать. А в Армянском коллективе как раз не хватало такого номера, и разрешение было получено. Конечно, никто не верил в то, что эта мечта станет реальностью. Но у Михаила после работы у Назаровой и Константиновского ещё остались козыри в рукаве. Потому что каждый раз, когда нужны были новые животные для Назаровой, Михаил вместе с Константиновским ездили по зоопаркам страны и контакты-то остались.
Таким образом, Ереванский зоопарк передал всё своё молодое поголовье в руки Михаила Багдасарова. Конечно, это так весело, было на бумагах, но пришлось раскошелиться. Да и самое главное, этот айсберг непреодолимая крепость, чиновников, со странным названием … «Главк» — «Союзгосцирк», в котором и происходили главные сражения и задабривания нечистых на руку упырей. Это было похоже на мультик из советского времени: «Фильм, фильм, фильм!». Помните, когда мужичок с портфелем бегал по лестницам из одного кабинета в другой?!
Вы только представьте себе, сделать «аттракцион» самому, пробить его, в наше то время нереально, а тут советское! Это нужен был железный лоб, чтоб стены пробивать…! Неиссякаемый энтузиазм, громадное терпение и умение уговорить любого человека. Слава богу, все эти качества были у моего отца. Тебя выгоняют, ты снова приходишь, закрывают дверь, ты в окно не подписывают, уговоры и тд. Ну, и конечно долгожданная оплата за труды, веру в себя и свои силы.
Сценарий одобрили и дали репетиционный период для создания «аттракциона» в городе Горьком (Нижнем Новгороде). Михаилу хотелось сделать не просто номер, а мощный тематический «аттракцион», поэтому были задействованы все силы. Но как связать хищников и Армянский коллектив? Всё же должно быть логично, и не притянуто за уши. После долгих поисков у Михаила появилась идея, к нему в руки попала книга армянского эпоса под названием «Давид Сасунский». В ней описываются многие истории и одна из которых была про то, как Давид управлялся со львами, тиграми и многими другими хищниками.
Этот образ и был взят за основу нового «аттракциона» под названием «Давид Сасунский». Над этим образом работали лучшие художники Армении, балетмейстеры. Одобрил аттракцион даже Ерванд Кочар знаменитый скульптор известного памятника «Давиду Сасунскому» в Ереване. Отец пришел к нему, тот открыл дверь и обомлев, закричал жене …. Смотри, Давид, Давид пришёл. Отец, правда, очень был похож на этого героя внешне.
Вилен Галстян, который на то время был исполнителем партии Спартака в балетном исполнении взялся за хореографическую часть спектакля. Да, именно спектакля, потому, что на манеж были вынесены театральные декорации, в форганге (выход артистов) стояла большая гора, по манежу были расставлены жертвенники (высокие факела). Тумбы для работы хищников были в форме мечей и щитов, вдоль барьера была даже чеканка.
Сетка ограждающая манеж была затянута красным занавесом по всему периметру манежа, свет специально фильтровали для подсветки декораций. Ну, и конечно же музыка из балета «Спартак» замечательного композитора Арама Ильича Хачатуряна, ставила мощнейшую точку во всём этом действии.
Хотя я и был маленьким, до сих пор помню всё до мельчайших подробностей. Темнота, звучит душа Армении – инструмент непохожий ни на один в мире, это конечно дудук. На горе с факелом в руках стоит пастух в пастушьей жилетке, сделанной из шкуры, спускается на манеж. на манеже развалены древнего города покосившиеся колонны, подходя к каждому жертвеннику, Михаил своим факелом зажигает их, таким образом, появляется красная заливка манежа. Вдруг из горы выбегает волчица, это хозяйка города Михаил играет с ней и берёт её к себе на руки, после чего отпускает, и она убегает в расщелину в горе, из-под камня слышны странные звуки, Михаил приподнимает камень и под ним сидят два маленьких тигренка.
Он берёт их на руки и отпускает в расщелину. После чего звучит тревожная музыка из балета «Гаяне» «танец горцев» и из горы со всех сторон выходят хищники: тигры, львы, пантеры, леопарды, пумы, снежные барсы. Музыка и свет с декорациями просто заманивали во внутрь все действия под финал, звучал гром работали стробоскопы да, да, именно они представьте себе, на то время как это было! Спускался из-под купола светящийся меч, «меч молния» и отец разбивал гору и туда убегали хищники. Не побоюсь этого слова -шедевр! Да это было именно так! Премьера прошла ошеломляюще присутствовала вся верхушка «Союзгосцирка» в том числе и директор Московского цирка на проспекте Вернадского Милаев, который сказал после спектакля: Михаил, жду тебя в Москве, как закончишь этот город, нужно это зрелище показать Московскому зрителю!
Все были в восторге, и всё было просто как в сказке, но как в сказке не бывает. В это же время появляется злопыхатели среди коллег, которым не нравится молодой перспективный амбициозный артист, которые сказали нужно его «задушить», пока он не встал на ноги...
А ведь всё могло быть совсем по-другому, но, се ля ви, и по окончанию гастролей в городе Горьком следующий пункт не Москва, а Иркутск! Без преувеличения ссылка. Зима 30-ти градусные морозы, перегрузка африканских животных из холодных товарных вагонов, в тентовые машины... как следствие, обморожение и гибель некоторых из них.
Как говорил отец, мне нужно уже медаль давать за освоение Сибири потому, что этот регион стал постоянным местом пребывания Багдасаровых. К Москве, ближе золотого кольца на пушечный выстрел не подпускали и опять обратно. Иркутск, Новосибирск, Красноярск, по этапу…
Однажды, у отца погибает лев, и из Главка, так сокращённо назывался «Союзгосцирк», сразу же собирается комиссия «доброжелателей», которая выезжает по поводу расформирования «аттракциона» Багдасарова, а по-русски увольнение артиста за его профнепригодность. Ну животные у него мрут, и так далее. Слава Богу, что есть не только недруги, отцу позвонили и предупредили о комиссии.
В ночь Михаил вылетает в Алма-Ату, где в зоопарке покупает взрослого льва и привозит в цирк. Приезжает комиссия во главе со знаменитой укротительницей львов Бугримовой. Ну что, Мишенка, как у тебя дела? Как животные? Отец, да всё нормально комиссия в недоумении. Ну, пойдём посмотрим, заходят в помещение считают животных, всё в порядке, все в недоумении, ну что делать…? Облом... Попросили показать репетицию с животными. Вот тут Михаилу нужно вообще поставить памятник! Чтобы всё прошло как нужно, ему пришлось выпустить дикого льва и войти к нему в клетку, как потом говорил отец ощущения были непередаваемые…
Надо отдать должное Бугримовой, которая потом через несколько лет сказала отцу: «Мишенка, ну я же поняла, что это был не тот лев…!» И подмигнув похлопала по плечу сказала: «Ты молодец!».
Много козней Михаилу строили; даже умудрились подкинуть в «вольер» – загон к животным лишайную кошку. Как потом сказали, ну это она могла сама туда попасть...
Ну да, заболела лишаем, залезла в вольер накрылась тряпкой, сверху тряпки на себя положила, кирпич и спокойна ушла в мир иной?!
Всё конечно было невесело, заболели все тигры, львы, а на то время лекарств таких как сейчас не было и много животных погибло. Со львами было страшней всего, у тигров язвочки были видны, а льву под гриву не залезть. Жуткая история много дней Михаил и его близкие с ветврачами боролись с этой напастью, много животных погибло…
Но, несмотря ни на что, оптимизм и творческий подъём не иссякали. Я до сих пор не могу понять, какая непреодолимая сила заставляла отца быть на плаву и не сходить с дистанции как этого многие хотели. Наверное, это сила его любовь к цирку. Цирку, которому он отдал сердце в детстве раз и навсегда...
В публикации использованы материалы издания sobesednikam.