По-моему, истинная живопись — это книга жизни, написанная художником. Ерванд Кочар
121 год назад, 15 июня родился Ерванд Кочар – выдающийся армянский скульптор, график и живописец, народный художник СССР.
Родился Кочар в Тбилиси. Ереван же он увидел только в 1936 году. С будущим архитектором Каро Алабяном он поехал в Москву, где учился у Кончаловского. В двадцать лет он открыл свою выставку. Спустя два года Кочар уехал за границу и пятнадцать лет провел в Италии и Франции.
Обрести собственное лицо в такой стране, как Франция, было нелегко. Что мог противопоставить тогда еще неизвестный Кочар таким авторитетам мировой живописи, как Матисс, Пикассо, Леже. Но оказалось смог. Он стал основоположником нового направления в искусстве – пространственной живописи, выдвинувшее его в первые ряды мастеров, которые сформировали европейский авангард и обусловили дальнейшее развитие мирового искусства. Он выставлялся с Пикассо, Матиссом, Кирико. Его имя мелькает с именами Брака, Леже, Люрса, Делоне. Сегодня его произведения украшают стены музеев и галерей многих стран, в том числе Лувра, музеев Манчестера, Лондона.
С помощью этого нового, созданного им стиля Кочар пытался разрушить границу между пространством и временем и посредством движения оживить застывшие скульптуры и полотна. Иначе говоря, сто лет назад Кочар создал первые образцы 3D-графики, которые были с восторгом приняты европейскими знатоками искусства.
Но, оставив европейскую славу и признание, в 1936 году Кочар вернулся в Армению. Возможно, толчком послужили слова Чаренца: «Ты должен выситься в Армении, как высится Эйфелева башня в Париже»…
Но здесь советские критики не только не приняли созданное им направление, а сделали все, чтобы общественность о нем даже не узнала.
На родине великого художника обвинили в «формализме», «антисоветской агитации и пропаганде», что означало то же самое, что «враг народа». Работы Кочара впервые были представлены широкой публике 30 лет спустя, в 1965 году.
Изолированность, проведенное в тюрьме время и партийная пропаганда оставили свой след на произведениях Кочара. Работы, созданные в 60-х годах, принесли Кочару славу и всенародное признание.
Деятель искусства, объявленный «врагом народа», очень скоро удостоился народного признания.
...В последние годы он часто говорил о надвигающемся жизненном закате. Смеясь, задавал вопрос о некрологе: как, мол, о нем напишут - великий, выдающийся, известный или только талантливый? Конечно же это была шутка. Кочар с самого начала поразил размахом, яркостью и свежестью новизны. Ему предназначено было открыть в армянском искусстве новую эпоху, создать мир новых художественных образов. Он стал одним из самых ярких и значительных представителей армянской культуры, всегда молодым, потому, что только темпераменты властвуют над веками.
Большую роль в формировании художника сыграла и атмосфера того времени – период стремительного взлета музыки, театра, живописи, поэзии, время активных и дерзких экспериментов, время, когда творили Александр Таманян, Мартирос Сарьян, Александр Спендиаров, Аветик Исаакян, А.Гюрджян, А.Коджлян, Арам Хачатурян. Люди, именами которых обозначены вехи в искусстве Армении.
«Пикассо боялся времени, а моя надежда — время», — сказал как-то Ерванд Кочар. Слова именитого скульптора стали для него пророческими.
Давид Сасунский
Автор – Ерванд Кочар, архитектор – Микаел Мазманян
Один из символов Еревана – статуя «Давид Сасунский» Ерванда Кочара - памятник на все времена, символ бессмертия народа, безоговорочный шедевр. Наверное, одного его было бы достаточно, чтобы имя создателя вошло в число крупнейших художественных дарований эпохи. История же скульптуры Давида Сасунского во многом трагична. Немногие любят вспоминать о том, что героя скульптор ваял дважды с перерывом в двадцать лет. В первый раз она простояла на привокзальной площади Еревана два года. После ареста Ерванда Кочара Давида снесли. И только после реабилитации, спустя двадцать лет, он нашел в себе силы вернуть Еревану любимого всеми армянами героя-победителя.
А теперь обо всем по-порядку.
Давид Сасунский – собирательный образ героя армянского народа, вобравший в себя все положительные качества национальных героев всех времен. Это главный герой отдельной главы «Сасунци Давид» из армянского эпоса «Сасна црер».
Сасунци Давид (Давид из Сасуна, исторической области западной Армении) родился с определенной миссией – спасти свою землю и народ от врагов. Он наделен сверхъестественной силой, однако, он становится еще сильнее, когда пьет воду из родника своих предков и купаясь в этих водах. Это характер неспокойный, бунтарский и свободолюбивый. Жизненная сила, лучшие стремления, мысли и чувства армянского народа – все они воплотились в главном герое эпоса – в образе Давида.
Идея о создании памятника появилась в 1939 году, когда праздновался тысячелетний юбилей эпоса. Празднование было намечено на октябрь, и поэтому было решено соорудить скульптуру к торжеству. Был объявлен конкурс, однако многие скульпторы отказались, сославшись на слишком короткие сроки строительства для такого серьёзного сооружения. За дело взялся вернувшийся из Парижа Ерванд Кочар.
«Я долго вынашивал его образ и ждал, когда смогу создать его. И вот мне как-то позвонили и предложили изваять скульптуру. Было это в 1939 году, когда решили отметить тысячелетие народного эпоса о Давиде Сасунском. Десять веков было в запасе, а мне предложили, когда до юбилея оставалось полтора месяца...», - рассказывал Ерванд Кочар.
Для воплощения своего замысла художник запросил лишь гипс и одного помощника. В течение восемнадцати дней мастер работал прямо на привокзальной площади.
Как и планировалось, гипсовый памятник Давиду Сасунскому на деревянном постаменте был торжественно открыт перед Центральным железнодорожным вокзалом в сентябре 1939 года.
Но на Привокзальной площади она простояла всего два года, до ареста Кочара. По доносу 23 июня 1941 года скульптора арестовали с типовой формулировкой – за пропаганду «антисоветской идеологии», «измену Родине», «шпионаж в пользу Франции», а также в «недоброжелательности к дружественной Турции». А в назидание остальным его гипсовое творение разрушили до основания…
Кочар в заключении провёл два года и был оправдан и отпущен на свободу из-за отсутствия состава преступления.
Возвращение к любимому детищу было долгим. Лишь в 1952 году он вновь начал работать над эскизами к новой композиции, но образ рождался трудно.
Через год помог случай, когда на премьере балета «Сасунци Давид» скульптор нашел живое воплощение своей идеи в образе выступившего в заглавной партии молодого артиста Вануша Ханамиряна. Он был настолько заворожен мастерством танцора, что пригласил того в свою мастерскую на «роль натурщика». Так композиция постепенно стала обретать новые монументальные черты.
Вануш Ханамирян в роли Спартака из одноименного балета Арама Хачатуряна
Новое открытие памятника Давиду Сасунскому состоялось 3 октября 1959 года.
На протяжении многих веков Давид для армянского народа - воплощение свободолюбивых стремлений. Фигура Давида – доблесть и порыв, решимость в битве с врагом. На краю постамента, под копытами коня Давида, сделана опрокинутая бронзовая чаша, из которой льется вода как символ границы долготерпения армянского народа. Дорогой сердцам армян памятник Давиду Сасунскому долгие годы являлся эмблемой киностудии Арменфильм, его изображали на жетонах метрополитена, на почтовых марках Армении, и в современном искусстве он является источником вдохновения.
Ведь наша любовь к шедевру Ерванда Кочара неугасима.
В публикации использованы материалы vstrokax.net, 168.am