Скульптор и патриот: преданность Родине Ара Саргсян высказал в своих вечных каменных творениях, ставших символами Еревана - RadioVan.fm

Онлайн

Скульптор и патриот: преданность Родине Ара Саргсян высказал в своих вечных каменных творениях, ставших символами Еревана

2022-04-09 23:32 , Немного О..., 2868

Скульптор и патриот: преданность Родине Ара Саргсян высказал в своих вечных каменных творениях, ставших символами Еревана

Перед одним из самых популярных мест в Ереване — зданием Театра оперы и балеты стоят памятники двум великим армянам — Ованесу Туманяну и Александру Спендиаряну. Но, пожалуй, очень немногие могут сразу же назвать имя гениального скульптора, подарившей армянской столице ее символы.

Автор памятников – Ара Саргсян, художник-патриот, которого, пожалуй, мало кто знает как одного из непосредственных организаторов-руководителей операции «Немезис». Да, гениальный основоположник монументальной скульптуры в Армении тоже был национальным деятелем и мстителем.

Ара Саргсян родился 7 апреля 1902 года в деревне Макри под Константинополем. После получения начального образования в местном колледже «Татьян» его семья переехала в Константинополь, где Ара продолжил образование в колледже Есаян. Его дядя Саргис Саргсян был одним из главных архитекторов Константинополя, сразу же отметил талант племянника и предложил углубился в искусство. В 1914 году Ара благодаря таланту поступил в художественную семинарию, учиться в которой разрешалось только туркам. В тот же год началась Первая мировая война и последовавший за ней Геноцид армян.

Вскоре Ара был вынужден бросить школу и искать случайные заработки, зарабатывать себе на жизнь. Он занимался переписыванием, рисованием, даже работал электриком. После войны – в 1919 году он поступил в Художественную семинарию Константинополя и четырёхгодичный курс профессионального обучения закончил за два года в 1921 году.

В его первых работах нашли отражение все его чувства, связанные с пережитым геноцидом армян и Первой мировой войной. Среди этих работ — скульптуры «Голод», «Отчаяние», а также многофигурное произведение «Музыка», в котором выражалась попытка молодого скульптора найти выход в искусстве от охватившего его ужаса.

Волею судеб Ара Саргсян попадает в Европу, где в Вене он поступает в академию художеств. В Вене он создает скульптуры, удостоившиеся внимания, положительных отзывов в печати. Некоторые из них хранятся в музеях муниципалитета, Консерватории и Конгрегации мхитаристов. В тот же период заметно стремление Ара Саргсяна к импрессионизму.

Но любовь к искусству он совмещал с любовью к своему народу. Именно в этот период, во время своей учебы в Европе, Ара Саргсян занимается выслеживанием палачей-турков, приговоренных к смерти. Соратники по «Немезису» доверили ему столь важное дело, так как он прекрасно владел турецким языком и имел потрясающую зрительную память. Ара по заданию несколько раз посещает Берлин, где в 1921 году знаменитый Согомон Тейлерян совершит суд над Талаат-Пашой. Но жить вдали от родины он не может. В 1924 году молодой скульптор получает советское гражданство и отправляется строить новую Армению.

Здесь он учредил Союз художников Армении и был избран его первым председателем (1932—1937гг). В эти годы Ара создает многие монументальные труды, которыми сегодня украшена столица Армении и другие города.

Ара Саргсян. Памятник Нельсону Степаняну

В годы Великой Отечественной войны им были созданы скульптуры воинов, такие как «К оружию, мой народ», «За Родину», «Захват высоты», которые считаются достижениями всей советской скульптуры. Созданная им в 1943 г. скульптура «Саак Партев и Месроп Маштоц» воспринимается как венец его композиционных идей. Произведение, в котором использованы богатые традиции средневековой армянской скульптуры. Среди его композиционных произведений - драматические произведения «Хиросима», «Татев», «Айгекут», «Севан».

Ара Саргсян. Саак Партев и Месроп Маштоц

Параллельно он занимался и преподавательской деятельностью, преподавал в Художественно-промышленном техникуме. После окончания Великой Отечественной войны - в 1948 году под его руководством и активном участии в Ереване создается Художественно-театральный институт, и он становится его первым ректором. На этой должности он остается до 1959 года, а с 1954 года он руководит кафедрой скульптуры, получает звание профессора.

А. Саргсян, М. Сарьян, А. Даниэлян, С. Мартиросян, А. Исаакян, В. Вагаршян

«Ара Саргсян — один из столпов нашего современного изобразительного искусства. Художественное образование он приобрел в Европе, и еще молодой, полный творческой энергии и безграничного вдохновения, приехал в Армению и всем своим существом слился с родной страной, проникся дыханием её новых дней. В первые же годы созданный им на родине ряд памятников-монументов, а также все его лучшие творения проникнуты духом возрождения нашего народа и глубокой верой в будущее. Ара Сагсян своим многогранным творчеством неотделим от истории армянского народа и его культуры», - говорил о нем Мартирос Сарьян.

Интересный факт: талантливый скульптор уделил особое внимание многим выдающимся сыновьям нашего народа, создав их скульптуры: Раффи, Ваган Тотовенц, Манук Абегян, Грачья Ачарян, Микаел Налбандян, Торос Тороманян, Мариам Асламазян, Наири Зарьян, Александр Ширванзаде, Вардан Аджемян… Красноречивые и выразительные работы.

Ара Саргсян. Поэт Егише Чаренц

Ара Саргсян имеет неоспоримые заслуги и как театральный художник. Многие его работы выставлены в театрах столицы и Гюмри. Он был оформителемспектаклей «Нашествие Наполеона» С. Дейча, «Дядя Багдасар» Пароняна, «Гамлет» Шекспира и многих-многих других.

Ара Саргсян. Эскиз оформления к пьесе В. Шекспира «Гамлет», 1942г

Жизнь Ара Саргсяна оборвалась 13 июня 1969 года в Ереване. Ему было 67 лет. Своим творчеством, жизнью и деятельностью Ара Саргсян задал планку последующим поколениям, оставив свою подпись на лице ставшего ему родным города.

В публикации использованы материалы armenpress.

Лента

Рекомендуем посмотреть