Имя выдающегося армянского композитора и дирижера Александра Спендиарова (Спендиаряна) пользуется широчайшей известностью, а композиции исполняются на лучших театральных сценах мира. А что нам о нем известно?
Будущий композитор родился 1 ноября 1871 года в городе областного значения – Каховка, в Херсонской области Украины. Музыкальные способности унаследовал от матери, хорошо владевшей фортепиано. Александр Афанасьевич был учеником Н. Кленовского и Римского-Корсакова, наряду с Комитасом, Чухаджяном, он является основоположником армянской классической музыки. Многосторонняя одаренность Александра Спендиарова проявилась еще в раннем детстве, однако преобладающий интерес к музыке возник позже. С 7 лет он начинает сочинять, а с 9 — обучаться игре на фортепиано и скрипке. А в 1890 году он переезжает в Москву, где через пять лет заканчивает юридический факультет университета.
В. С.Асланян. Молодой Александр Спендиаров у Н. А. Римского-Корсакова, 1953
Композитор часто утверждал, что основу для своего творчества он черпал из народных напевов, армянской литературы, поэзии, истории. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики.
В 1877 по 1924 годы, с небольшими перерывами Спендиаров жил в Крыму, в частности в Симферополе, Ялте и Судаке. Решающая для Спендиарова встреча с Н. А. Римским-Корсаковым состоялась в 1896 году, когда Римский-Корсаков высоко оценил композиторский талант Спендиарова и ввел его в круг петербургских музыкантов.
Еще в детские годы Спендиаров познакомился с народной музыкой Украины и Крыма. Записал и обработал множество украинских и крымскотатарских народных песен. В 1921 году написал «Украинскую сюиту» и музыку к стихотворению «Завещание» Тараса Шевченко.
В последующие годы Спендиаров создал множество романсов, хоровых сочинений, вокальных произведений с оркестром, инструментальных и оркестровых пьес. Среди последних выделяются две тетради «Крымских эскизов» (1903 и 1912) и симфоническая картина «Три пальмы» (1905).
Спендиаров обосновался в Крыму, изредка выезжая в Москву, Петербург, Тифлис, где выступал как дирижер. Он встречался с крупнейшими деятелями русской культуры — Чеховым, Л. Н. Толстым, Ф. И. Шаляпиным, А. М. Горьким (на текст поэмы Горького он написал балладу для баса с оркестром «Рыбак и фея», 1902); тесные дружеские отношения установились у Спендиарова с его учителем Н. А. Римским-Корсаковым, а также А. К. Глазуновым.
Александр Спендиаров и Александр Глазунов
Ялтинский дом на улице Екатерининской, где с 1901 по 1924 годы жил композитор, становится колыбелью музыкальной жизни, очагом подлинной духовности, это был насыщенный и плодотворный период расцвета таланта композитора. В этом доме композитор пережил и самые счастливые годы жизни, и минуты грусти, озаряя всех восторгом, а печаль и муки оставляя себе. Вскоре в его гостиной начали устраивать концерты и репетиции. Радушно встречал Спендиаров у себя литераторов, художников, музыкантов, людей разных профессий, наклонностей и возрастов. У всех, кто у него бывал, лично встречался и беседовал с ним, сохранился образ человека высокообразованного, доступного, ласкового и щедрого, а главное – человека с открытым для всех сердцем. Окружение Спендиарова – понятие почти безграничное. Достаточно перечислить имена гостей его дома: Чехов, Горький, Куприн, Репин, Айвазовский, Суренянц, Рахманинов, Шаляпин, Глазунов, украинский композитор Василенко, Лядов, Кюи, Аренский и многие другие.
Дом Спендиарова в Ялте
В 1908 году он был избран председателем правления Общества любителей музыкального и драматического искусства, а двумя годами позже – товарищем председателя ялтинского отделения Русского музыкального общества (РМО). Спендиаров был избран также председателем армянской общины Ялты. В этот период жизни был создан ряд крупнейших произведений – симфоническая поэма «Три пальмы» на слова Лермонтова, две серии «Крымских эскизов» и другие.
Документы свидетельствуют о том, что после установления Советской власти в Крыму А. А. Спендиаров работал над оперой «Алмаст», руководил первыми самодеятельными хорами и оркестрами, участвовал в организации музыкальной школы, изучал и обрабатывал русские, украинские и другие народные песни, в том числе «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу» и «Красное знамя». В 1921 году за активное участие в строительстве новой жизни Крымревком выдал Спендиарову охранную грамоту.
Александр Спендиаров в мастерской Сергея Меркурова
Начиная со второго десятилетия XX века усилился его интерес к армянскому искусству. В 1922 году правительство Советской Армении пригласило Спендиарова переехать в Ереван и возглавить музыкальную жизнь республики. В 1924 году композитор переезжает в Ереван и весь свой талант отдает армянскому народу.
После приезда в Ереван он сразу же выступил в прессе со специальной статьей о роли симфонической музыки в воспитании эстетических вкусов народа. До Спендиарова армянская музыка была преимущественно вокальной, композитор, как писал в последствии Арам Хачатурян, «поднял ее потолок, сделал другими масштабы и критерии». Всегда была на исторической родине и живая работа: знакомство с оркестрами восточной музыки, квинтета реконструированных восточных инструментов, составление плана организации музыкального издательства Армении, первое исполнение в Ереване Симфонии № 3 Бетховена, наконец, создание симфонического оркестра при Ереванской консерватории.
Этот период ознаменован и расцветом композиторской, педагогической и общественно-музыкальной деятельности Спендиарова. Глубоко проникнув в сущность народной армянской музыки, он создал такие произведения, как «Ереванские этюды» для оркестра (1925) и оперу «Алмаст». Музыка оперы «Алмаст» обладает выдающимися художественными достоинствами. Произведение заслужено является одной из вершин армянской оперы и всего армянского музыкального искусства. Премьера оперы состоялась 20 января 1933 года – в день открытия государственного Оперного театра, позже названного в честь выдающегося композитора.
Арам Хачатурян, встречавшийся со Спендиаровым и официально, и полуофициально, и просто дружески, вспоминал: «Александр Афанасьевич был меньше всего «классиком» в возвышенном смысле….Небольшого роста, в очках, умные глаза, обаятельная улыбка, выразительное лицо. Человек удивительно простой в общении с людьми, немного стеснительный, всегда внимательный к собеседнику, предельно ясный в суждениях, стремлениях, действиях.
С огромным волнением я приносил ему на суд свои первые композиторские опыты, но его вдумчивое, серьезное отношение к моему творчеству, внимательность и участие вдохновляли и поощряли меня».
К значимым произведениям из творчества Спендиарова можно отнести: «Птичка Божия», менуэт «Berceuse», «Ветка Палестины», баллада на слова М. Горького «Рыбак и фея», элегия на слова Некрасова «Несжатая полоса», симфоническая картина «Три пальмы» по Лермонтову, балет «Семь дочерей короля джиннов» и другие.
В 1926 году композитор получает звание народного артиста Армянской ССР. Трижды (1908, 1910, 1912) удостаивался премии М. И. Глинки. Одна из центральных улиц Еревана названа в честь великого композитора и дирижера, улицы имени Спендиарова есть в крымских городах Ялте и Судаке. Его имя с 1972 года носит ялтинская музыкальная школа. Также имя А. Спендиарова носит Армянский академический театр оперы и балета в Ереване, на территории которого ему возвели памятник.
Композитор скончался в Ереване 7 мая 1928 года.