Сначала Армению написал Сарьян, а потом Бог создал ее. Немного о Сарьяне - RadioVan.fm

Онлайн

Сначала Армению написал Сарьян, а потом Бог создал ее. Немного о Сарьяне

2018-11-09 20:07 , Немного О..., 12370

Сначала Армению написал Сарьян, а потом Бог создал ее. Немного о Сарьяне

Мартирос Сарьян родился в 1880 году в Новой Нахичевани — городе на берегу Дона, который ныне входит в черту Ростова-на-Дону. В 1897 году он стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

По окончании основного курса важную роль в развитии профессиональных навыков Сарьяна сыграли занятия в открытых при училище мастерских Константина Коровина и Валентина Серова.

Откровением для Сарьяна стала поездка на родину. В 1901–1904 годах художник совершил большое путешествие по Армении. Он объездил Лори и Ширак, побывал в Эчмиадзине и Ереване, увидел озерную гладь Севана. Летом 1902 года Сарьян побывал в Ани. «В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрел сказочный мир моего детства», — делился художник своими впечатлениями.


Увиденные пейзажи родины наполнили красками полотна Сарьяна. «Все, что я писал с 1904 года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку я синтезировал это в своем воображении».

«Армения»

«Горы»

«Арарат и Рипсиме»

«Арарат и арка Чаренца»

«Пестрый пейзаж»

«Радуга»

Во всех этих и множестве других картин Мартирос Сарьян изображает единство природы, человека и творчества. Человек и его творения — на фоне простирающегося пространства природы.

Несмотря на то, что он потом не раз будет возвращаться в Нахичевань, донские степи он не напишет ни разу. А горы Армении станут основной темой его творчества. Иногда историческая Родина оказывается сильнее Родины малой.

С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна. Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра

В 1926—1928 годах художник живёт и работает в Париже. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении.

Первым молодого Сарьяна, творческий поиск которого подвергся жестокой критике, по достоинству оценил Сергей Щукин, коллекционер и крупнейший знаток европейкой живописи. После того как работы Сарьяна были представлены на выставках Союза русских художников и объединения "Мир искусства", работы молодого художника приобрела Третьяковская галерея. В ноябре 1967 года по особому решению правительства Армении в Ереване был выстроен и открыт Дом-музей Мартироса Сарьяна

Исследователь творчества Сарьяна Шаэн Хачатрян писал о пейзаже художника «Аштарак. Церковь VII века Кармравор»: «В возрасте 76 лет Сарьян в один сеанс написал пейзаж „Аштарак. Церковь VII века Кармравор“.

На заднем плане видна гора Арагац. Но в действительности она находится не там. Художник включил гору в композицию, чтобы подчеркнуть связь простых архитектурных форм сооружения с формой горы. В картине художник представляет в единстве человека, творчество и природу».

Влияние, которое он оказал на советскую живопись огромно. Он создал армянскую школу живописи. Даже шутили в художественной среде при советах: «каждый армян – Сарьян»; естественно, шла речь о студентах, которые на втором курсе института все гении, только подражают разным мастерам. Но подражая, учиться у Сарьяна не грех.

До сих пор в ходу вторая шутка: «Сначала Армению написал Сарьян, а потом Бог создал ее».

Американскому писателю Джону Стейнбеку, посетившего Армению в 1963 году Сарьян подарил картину «Арарат утром», и тот долго в нее всматривался, а потом сказал: «Я знаю, Арарат живет в сердце каждого армянина. Я повешу картину у себя. И Арарат постепенно проникнет в мое сердце».

Мартирос Сарьян прожил 92 года, скончался 5 мая 1972 в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть