Армянские женщины славились своим талантом, красотой и храбростью испокон веков. Роль женщины неоценима в становлении армянской государственности, культуры и религии. В первой части нашей публикации мы рассказали о пяти армянках-«первопроходцев» - женщин, которые не побоялись стать первыми, отметив, что этот список далеко не полный, и мы его еще непременно пополним. Следовательно, сегодня, по случаю Праздника материнства и красоты, мы подготовили новую подборку.
Елизавета Шахатуни – первая в СССР женщина-авиаконструктор
Елизавета Шахатуни — первая в СССР женщина-авиаконструктор, профессор, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии, ей принадлежит изобретение сварки-склеивания конструкции самолета, в результате чего срок эксплуатации самолетов значительно увеличился.
Следуя своей мечте, Елизавета поступила в ереванский университет на инженерный факультет. Недолго там проучившись, она в 1930 году переехала в Москву и поступила в МАИ — первый авиационный институт страны, где, благодаря ее знаниям и способностям, зачислили сразу на второй курс.
Параллельно с учёбой занималась в кружке планеристов. Окончив в 1935 году институт, Елизавета Шахатуни начала работать в авиапромышленности, устроилась на завод «Самолётов Ильюшина» в качестве специалиста по вооружению и оборудованию. Через полгода она перевелась на гражданское предприятие — маленький планерный завод в Тушино, где познакомилась с руководителем конструкторского бюро (КБ) — известным авиаконструктором Олегом Антоновым.
В 1941 году Антонов получил задание по организации производства планеров в Каунасе (Литва) на базе бывшего трамвайного завода, куда, набирая людей, он пригласил и Шахатуни. Спустя некоторое время, накануне войны, Олег Антонов и Елизавета Шахатуни поженились.
С началом Великой Отечественной войны конструкторское бюро, так и не начав нормально работать, было эвакуировано из Каунаса в Москву. В 1941 году Елизавету Шахатуни зачислили в Опытно-конструкторское бюро А.С. Яковлева, в котором она проработала до 1945-го. В годы войны конструкторским бюро был создан десантный планер, потом — буксировочный планер-биплан («Крылья танка»), предназначавшийся для воздушной перевозки бронированных машин. В этом проекте Елизаветой Шахатуни была рассчитана прочность крыльев и гусениц танка, чтобы те не повредились при посадке.
После окончания войны, в 1946 году, Олег Антонов был назначен главным конструктором проектного бюро в новосибирский филиал, где получил задание создать самолёт для нужд сельского хозяйства. Через некоторое время появился биплан СХА-1 (опытный вариант Ан-2), позже названный «кукурузником». Работу по расчёту прочности самолёта осуществил отдел, которым руководила Елизавета Шахатуни.
Вскоре КБ, которым руководил Олег Антонов, перевели в Киев, где было налажено строительство военно-транспортных и пассажирских самолётов. Елизавета Шахатуни, будучи уже профессором и доктором технических наук, выступала ответственной за расчёты прочности этих самолётов.
В 1955 году был создан новый самолёт Ан-8, а чуть позже Ан-10 и Ан-12. Расчёт их прочности также был произведён коллективом под руководством Елизаветы Аветовны. Главным успехом её отдела стал расчёт прочности самолёта Ан-22 «Антей», имевшего взлётный вес в более чем 250 тонн, который мог поднять в воздух до 80 тонн груза. Более того, в дальнейшем самолётом был установлен 41 мировой рекорд, включая максимальную грузоподъёмность. За создание самолёта Шахатуни была удостоена звания лауреата Ленинской премии.
В разгар «холодной войны» рекорд, установленный Ан-22, был побит американским самолётом «Гэлэкси». Взлётный вес воздушного судна превышал 370 тонн, а грузоподъёмность доходила до 120 тонн.
Самолёт Ан-22 «Антей»
Проектное бюро под руководством Олега Антонова получило задание увеличить грузоподъёмность самолётов. Как результат, в 1982 году впервые в воздух поднялся Ан-124 «Руслан», взлётный вес которого равнялся 405 тоннам, а максимальная грузоподъёмность 171 тонна. Елизавета Шахатуни принимала участие в работе по созданию самолётов Ан-14, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32. Ей принадлежит изобретение сварки-склеивания конструкции самолёта, в результате чего срок эксплуатации самолётов увеличился до 45 тысяч часов.
Беатрис Оганесян – первая женщина-композитор в Ираке
Первая в Ираке женщина-композитор Беатрис Оганесян в течение трех десятилетий выступала с Иракским национальным симфоническим оркестром. Слово «первая» в ее биографии встречается не раз. В этой ближневосточной стране она же и первопроходец западной культуры, и первая концертирующая пианистка.
Беатрис получила музыкальное образование в Багдадском институте изящных искусств, созданном в 1938 году, в период, когда в Ираке появилась тяга к западной культуре. Поступив одной из первых, она становится звездой института и оканчивает его с отличием. Позже Беатрис несколько лет работает ассистентом румынского профессора фортепиано Жюльена Герца. Правительственная стипендия Ирака позволила ей продолжить учебу в Королевской академии музыки в Лондоне у профессора Макса Пирани. Четыре года спустя она получила свою первую награду на конкурсе пианистов, а затем и в качестве вокалистки – у нее и голос оказался достойного уровня.
За свои выдающиеся способности Беатрис получила стипендию Фулбрайта на обучение в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Как лучшей ученице школы, ей было предоставлено право выступить в Карнеги-холл. Импресарио, пораженные мастерством Беатрис, организовали ей серию концертов в разных городах США. Когда пришло время возвращаться домой в Ирак в 1958 году, началась так называемая революция 14 июля. В связи с этими событиями ее возвращение посчитали опасным, и стипендия была продлена еще на год.
Вернувшись в Багдад, Беатрис Оганесян была назначена начальником отдела фортепиано Института изобразительных искусств. Во время летних каникул она активно участвовала в мастер-классах и музыкальных семинарах в Иордании, Ливане, Египте и Иране.
В 1961 году Беатрис стала главным пианистом Иракского национального симфонического оркестра. Эту должность она занимала на протяжении более тридцати лет. Несколько лет свои летние каникулы она проводила в Зальцбурге, давая мастер-классы в Моцарт-академии, а также в Испании, в мадридской школе искусств. С 1969 по 1972 год она преподавала одновременно в университете Миннесоты и колледже Макалестер в США, преподавала в Швейцарии. Давала концерты в странах Западной и Восточной Европы, СССР, скандинавских странах и на Ближнем Востоке. Она была солисткой спонсируемых институтом Гете серий концертов в Германии и Австрии.
В 1980 году, во время ирано-иракской войны, она написала первое за все время существования страны иракское музыкальное произведение, рассчитанное на западный состав инструментов и по западному образцу. Она видела войну, видела марширующих солдат, и многие ее работы в то время были посвящены героизму солдат и патриотизму. Позже из-под ее пера вышли многочисленные музыкальные композиции, вальсы и увертюры, которые в дальнейшем представлялись публике в сопровождении симфонических оркестров на ежегодных международных фестивалях в Вавилоне, у себя в Ираке. Беатрис Оганесян оказала большое влияние и сыграла важную роль в усилении влияния западной классической музыки в Ираке. Ее сотрудничество с западными культурными центрами было очень плодотворным и значительным для развития музыкальной культуры Ирака. Министерство культуры и информации Ирака неоднократно отмечало, что Беатрис - пионер и первый концертный артист в Ираке и считается видным представителем национальной культуры, первой женщиной-композитором, признанным в этой восточной стране.
Мари Герекмезян – первая женщина-скульптор в Османской империи
Она изрядно волновала сердца мужчин, поэтому её история полна роковой страсти, однако фактических подробностей о недолгой творческой жизни скульптора мало, а её работы почти все утеряны.
Мари Герекмезян родилась в 1913 году в деревне Талас в Кайсери (Османская империя). Начальное образование девушка получила в местной армянской школе «Варт Базриг», но затем родные её отправили в Стамбул и школу она закончила в османской столице — в известном армянском колледже имени Есаяна.
Во время учебы Мари Герекмезян обрастает важными связями в литературных кругах. На последних курсах она заводит дружбу с известным турецким писателем Ахметом Хамди Танпынаром, который вдохновляет её продолжить образование в высшем учебном заведении. Мари поступает в Стамбульский университет, где приступает к изучению курса по философии.
Учеба в Академии — ее судьба. На курсе она встречает турецкого поэта и художника Бедри Рахми Эйюпоглу — главную любовь своей жизни. Он ассистировал ей на классах скульптуры, и она создала его бюст с натуры. Два творческих человека находят друг друга не только в искусстве, но и в личной жизни. Мари становится любовницей Бедри Рахми, вступив в опасный любовный треугольник, ведь ее возлюбленный — несвободный человек, обремененный семьей, скрепленный узами брака. Его супруга — румынская актриса Эрен Эйюпоглу все знает — и терпит. Свободные нравы и мода на эмансипацию начала ХХ века коснулись и Турции — Мари остается с Бедри Рахми всю свою недолгую жизнь. Была она и замужем, за неким Фредом Гроссом, о котором ничего неизвестно.
В любви и творчестве она горит как спичка — ярко и стремительно. Успевает любить, заниматься творчеством и работать. После окончания Академии Мари Герекмезян не только создает скульптуры, но и зарабатывает на жизнь преподаванием — ведет уроки искусства и армянского языка в средних школах Гетронаган и Есаян в Стамбуле.
Её специализация — бюсты. За пластические портреты профессора Нешета Омера и профессора Шекипа Тунча в 1943 году она получает престижную премию по скульптуре в Анкаре. А на государственной выставке изобразительного искусства ей присуждают гран-при за бюст поэта Яхьи Кемаля Бейатлы в 1945 году.
Жизнь её обрывается трагически. Она уходит в 1946 году — в самом расцвете сил.
Что касается судьбы творческого наследия Мари, то оно незавидное, ведь большая часть её работ утеряны. Но что-то все-таки сохранилось и украшает экспозицию Музея живописи и скульптуры в Стамбуле. Несколько скульптур осело в частных коллекциях.
Анита Конти (Карагошян) – первая в истории женщина океанограф
Анита Конти – французский исследователь и фотограф армянского происхождения, первая в мире женщина-океанограф. За великие достижения в исследовании морской флоры и фауны Аниту Конти называли «Магелланом в юбке».
Марта Беатрис Анита Конти (урожденная Карагошян) родилась 17 мая 1899 года в богатой армянской семье, в городке Эрмонт (Франция). Семья Аниты много путешествовала, и у нее с детства сформировалась страсть к морю, книгам и фотографиям.
Свои первые фотографии Карагошян сделала на французском побережье Атлантического океана в 1917 году. Определившись, кем она хочет стать в будущем, Анита стала углубленно изучать географию, историю морей и океанов. Когда семья Карагошян переехала в Париж, девушка стала писать стихи, интересоваться искусством, переплетая книги и делая эскизы к своим работам. Работа «Serge Lifar» привлекла внимание многих знаменитостей и получив различные награды за свое творчество, Анита стала узнаваема в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Брюсселе.
В 1927 году, выйдя замуж за дипломата Марселя Конти, Анита стала странствовать с ним по всему миру, исследуя море и ее проблемы, с которыми часто сталкивались рыбаки. В период мировых войн, используя навигационные карты, Анита Конти разработала научную методику рыбалки. Позже она стала публиковать научные доклады о негативных последствиях промышленного рыболовства, о ее различных проблемах, связанных с ловом.
Когда в 1939 году Анита отправилась в Арктику, то во время ловли трески на борту траулера «Викинг» она пришла к выводу о чрезмерной рыболовной нагрузке на океан и возможных последствиях такого промысла. С 1941 по 1943 года курсируя вокруг Африки, она разработала новые методы рыбалки, составила карты и описала новые, неизвестные виды рыб. Так при одном из экспериментальных промыслов Аниты, было обнаружено большое количество содержания витамина А в печени акул. Это был очередной успех.
В 1943 году, определяя природные места и глубины нахождения косяков рыб, характер дна и рыбные ресурсы в Западной Африке, Анита потратила примерно 10 лет своей жизни на исследования прибрежного шельфа Маврикия, Сенегала, Гвинеи и Кот-д'Ивуара. По завершению своего исследования у берегов Африки, она вернулась в Париж и как пионер в области аквакультуры, открыла на берегу Адриатического и Северных морей хозяйства по разведению диких рыб. Более того, она опубликовала книги «Женщина в море» и «Волны океанов», а также множество проблемных статей, поэм, философских эссе, стихотворений, фотографий и рисунков, иллюстрируя их лично. Ее работы были выставлены во Франции, Великобритании, Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Монако и других странах, тем самым выражая восторг публики о тайнах морских глубин.
Так, на многих съездах, конференциях и форумах, всю оставшуюся жизнь она выступала за сохранение морского мира. Опубликовывая свои исследования о взаимодействии океана, животных и человека, Конти предложила методы соблюдения баланса в воздействии человека на океан. Прожив 98 лет, Анита Конти умерла 25 декабря 1997 года. Согласно завещанию, ее кремировали, а прах рассеяли над Средиземным морем.