Первая в Ираке женщина-композитор Беатрис Оганесян в течение трех десятилетий выступала с Иракским национальным симфоническим оркестром. Слово «первая» в ее биографии встречается не раз. В этой ближневосточной стране она же и первопроходец западной культуры, и первая концертирующая пианистка.
Родилась Беатрис в Багдаде 15 марта 1927 года в армянской семье. Ее отец Ованес Ованесян был родом из Персии и являлся крупным финансистом. В Багдад он переехал из Индии, где работал вместе с англичанами в крупной фирме. Ее мать Србуи и дяди - беженцы из Турции - спаслись благодаря добрым людям, которые привезли их в Багдад. Кроме Беатрис у них было еще двое детей – сын Ашрам и дочь Сита. Но лишь младшая, Беатрис, проявляла тягу к музыке.
Несмотря на то что многим соседям не очень нравилось это занятие Беатрис – девочка играет на сцене на глазах у многочисленных людей, - родители поощряли ее увлечение музыкой. Они отдали ее учиться к лучшему в городе педагогу, и в двенадцать лет она уже еженедельно выступала с сольными концертами на национальном радио. Позже Беатрис получила музыкальное образование в Багдадском институте изящных искусств, созданном в 1938 году, в период, когда в Ираке появилась тяга к западной культуре. Поступив одной из первых, она становится звездой института и оканчивает его с отличием. Позже Беатрис несколько лет работает ассистентом румынского профессора фортепиано Жюльена Герца. Правительственная стипендия Ирака позволила ей продолжить учебу в Королевской академии музыки в Лондоне у профессора Макса Пирани. Четыре года спустя она получила свою первую награду на конкурсе пианистов, а затем и в качестве вокалистки – у нее и голос оказался достойного уровня. "Мне всегда хотелось идти вперед, никогда не останавливаться на достигнутом, искать новые пути в музыке, открывать новые музыкальные миры и представлять их затем любителям музыки", - говорила она корреспонденту Общественного радио Миннесоты в 2004 году.
За свои выдающиеся способности Беатрис получила стипендию Фулбрайта на обучение в Джульярдской школе в Нью-Йорке. Как лучшей ученице школы, ей было предоставлено право выступить в Карнеги-холл. Импресарио, пораженные мастерством Беатрис, организовали ей серию концертов в разных городах США. Когда пришло время возвращаться домой в Ирак в 1958 году, началась так называемая революция 14 июля. В связи с этими событиями ее возвращение посчитали опасным, и стипендия была продлена еще на год. Беатрис начала выступать с Симфоническим оркестром Миннесоты и там же преподавать. Жила она у брата Аршама, уже много лет проживавшего в Миннесоте и ставшего в Америке, как и отец, крупным бизнесменом. Все окружающие ее люди советовали остаться в Соединенных Штатах. Но Беатрис чувствовала потребность вернуться в Ирак и обучать своих земляков музыке. И она возвращается на родину.
В Багдаде Беатрис Оганесян была назначена начальником отдела фортепиано Института изобразительных искусств. Во время летних каникул она активно участвовала в мастер-классах и музыкальных семинарах в Иордании, Ливане, Египте и Иране.
В 1961 году Беатрис стала главным пианистом Иракского национального симфонического оркестра. Эту должность она занимала на протяжении более тридцати лет. Несколько лет свои летние каникулы она проводила в Зальцбурге, давая мастер-классы в Моцарт-академии, а также в Испании, в мадридской школе искусств. С 1969 по 1972 год она преподавала одновременно в университете Миннесоты и колледже Макалестер в США, преподавала в Швейцарии. Давала концерты в странах Западной и Восточной Европы, СССР, скандинавских странах и на Ближнем Востоке. Она была солисткой спонсируемых институтом Гете серий концертов в Германии и Австрии.
Ее успешная творческая и патриотическая деятельность была отмечена и на правительственном уровне. Когда Саддаму Хусейну доложили о ее успехах во славу современной иракской культуры, он обещал сделать для нее все, что она попросит. Беатрис попросила для своего класса в институте новый инструмент. Через месяц роскошный новый концертный рояль фирмы "Стенвей" был подарен ей лично от имени Хусейна.
В 1980 году, во время ирано-иракской войны, она написала первое за все время существования страны иракское музыкальное произведение, рассчитанное на западный состав инструментов и по западному образцу. Она видела войну, видела марширующих солдат, и многие ее работы в то время были посвящены героизму солдат и патриотизму. Позже из-под ее пера вышли многочисленные музыкальные композиции, вальсы и увертюры, которые в дальнейшем представлялись публике в сопровождении симфонических оркестров на ежегодных международных фестивалях в Вавилоне, у себя в Ираке. Беатрис Оганесян оказала большое влияние и сыграла важную роль в усилении влияния западной классической музыки в Ираке. Ее сотрудничество с западными культурными центрами было очень плодотворным и значительным для развития музыкальной культуры Ирака. Министерство культуры и информации Ирака неоднократно отмечало, что Беатрис - пионер и первый концертный артист в Ираке и считается видным представителем национальной культуры, первой женщиной-композитором, признанным в этой восточной стране.
Очевидцы и современники рассказывают, что во время бомбежек Багдада силами западной коалиции в 1991 году, когда все прятались в бомбоубежища и подвалы или, как дословно написано в воспоминаниях, "под рояли", Беатрис Оганесян усаживалась за свой "Стенвей" и начинала играть.
Пользуясь статусом "гражданина мира", она легко передвигалась из страны в страну даже в периоды самых тяжелых политических ситуаций. В 1994 году она в очередной раз приезжает в США и остается там уже на постоянное жительство. Поселилась она, естественно, в Миннеаполисе, где жил ее брат и куда позже перебралась и ее сестра. Беатрис Оганесян снова начинает преподавать в университете Миннесоты, а также в университете Сент-Томас.
Ее коллеги из США вспоминают о ней только самое хорошее. "Она была прекрасным, великолепным человеком, - уверяет руководитель отдела фортепиано Массачусетского университета Дональд Беттс. - Она дала очень многое своим ученикам и разработала прекрасную систему обучения. А как она играла произведения Шопена и армянских композиторов! Мы просто заслушивались. У нее был очень романтический стиль игры. Она всегда в своих концертах играла произведения родных для нее армянских композиторов и мастеров эпохи Ренессанса, играла просто восхитительно". А вот преподобный Виндл из кафедрального собора Миннеаполиса отмечает ее следующую черту: "Она учитывала все запросы своей огромной аудитории и всегда в равной степени отдавала дань уважения как западным композиторам, западной культуре, на которой она училась, и культуре родного для нее Ирака, который ее воспитал и вырастил. Она любила все типы музыки. Беатрис была словно губка: быстро и сильно впитывала все новое и интересное для нее в музыке. Каждый раз, посещая какую-нибудь страну, она обязательно готовила специальную программу, состоящую целиком из произведений композиторов этой страны".
Портрет этой замечательной пианистки будет неполным, если не упомянуть о том, что она вела и большую общественную деятельность. Бывая в разных странах, она находила представителей армянской общины и организовывала там концерты для соотечественников. Она выступала в качестве органистки в армянских церквах Лондона, Женевы и Сент-Поле. И никогда не забывала о своих корнях.
Беатрис Оганесян скончалась в 2008 в США, где проживала все последние годы.