Что мы знаем о Мари Герекмезян — первой армянской женщине-скульпторе, рожденной в Османской империи, работавшей в Стамбуле и скончавшейся от тяжелой болезни в 35 лет? Она изрядно волновала сердца мужчин, поэтому её история полна роковой страсти, однако фактических подробностей о творческой жизни скульптора мало, а её работы почти все утеряны.
Мари родилась в 1913 году в деревне Талас в Кайсери (Османская империя). Начальное образование девушка получила в местной армянской школе «Варт Базриг», но затем родные её отправили в Стамбул и школу она закончила в османской столице — в известном армянском колледже имени Есаяна.
Во время учебы Мари Герекмезян обрастает важными связями в литературных кругах. На последних курсах она заводит дружбу с известным турецким писателем Ахметом Хамди Танпынаром, который вдохновляет её продолжить образование в высшем учебном заведении. Мари поступает в Стамбульский университет, где приступает к изучению курса по философии. Получив степень, она решает изучать пластическое искусство и становится студенткой отделения скульптуры Университета изящных искусств имени Мимар Синана. В Академии в те годы преподавал известный немецкий скульптор Рудольф Беллинг — к нему на курс и попадает Герекмезян.
Учеба в Академии — ее судьба. На курсе она встречает турецкого поэта и художника Бедри Рахми Эйюпоглу — главную любовь своей жизни. Он ассистировал ей на классах скульптуры, и она создала его бюст с натуры. Два творческих человека находят друг друга не только в искусстве, но и в личной жизни. Мари становится любовницей Бедри Рахми, вступив в опасный любовный треугольник, ведь ее возлюбленный — несвободный человек, обремененный семьей, скрепленный узами брака. Его супруга — румынская актриса Эрен Эйюпоглу все знает — и терпит. Свободные нравы и мода на эмансипацию начала ХХ века коснулись и Турции — Мари остается с Бедри Рахми всю свою недолгую жизнь. Была она и замужем, за неким Фредом Гроссом, о котором ничего неизвестно.
Мари Герекмезян и Бедри Рахми
«…My black mulberry, my forked darky, my gypsy,
What more will you be to me, my odd one, queer one,
My smiling quince, my weeping pomegranate,
My baby, my stallion, my wife… »
Фрагмент перевода посвященной Мари Герекмезян поэмы Бедри Рахми «Karadut» с турецкого на английский
В любви и творчестве она горит как спичка — ярко и стремительно. Успевает любить, заниматься творчеством и работать. После окончания Академии Мари Герекмезян не только создает скульптуры, но и зарабатывает на жизнь преподаванием — ведет уроки искусства и армянского языка в средних школах Гетронаган [открыта до сих пор. — Прим. ред.] и Есаян в Стамбуле.
Её специализация — бюсты. За пластические портреты профессора Нешета Омера и профессора Шекипа Тунча в 1943 году она получает престижную премию по скульптуре в Анкаре. А на государственной выставке изобразительного искусства ей присуждают гран-при за бюст поэта Яхьи Кемаля Бейатлы в 1945 году.
Жизнь её обрывается трагически. Она уходит в 1946 году — в самом расцвете сил. Казалось бы, ей ещё жить и жить — созидая, но случается непоправимое — Мари заболевает туберкулёзным менингитом. В то время это заболевание очень плохо поддавалось лечению, медицина была дорогой, лекарств практически не было. Бедри Рахми старался изо всех сил — чтобы найти средства на лечение возлюбленной, несчастный художник продал почти все свои картины, но его усилия оказались тщетны — врачи не смогли спасти Мари. Похороны состоялись на армянском кладбище Шишли.
Жизнь поэта не сложилась. После скоропостижной кончины своей музы Бедри Рахми пытался утопить свое горе в алкоголе. Он опустился, впав в отчаяние. Оплакивал Мари он и спустя несколько лет — в 1949 году, он разрыдался, когда на поэтическом вечере читал посвященные ей стихи. Он называет ее своей единственной любовью, своей женой… Эрен Эйюпоглу чувствует себя оскорбленной нелюбовью мужа и ее отношение к Бедри Рахми окончательно портится — покинув их общий дом в Стамбуле, она отправляется с сыном во Францию. Справедливости ради, нужно заметить, что позже Бедри Рахми удастся наладить отношения с Эрен.
Что касается судьбы творческого наследия Мари, то оно незавидное, ведь большая часть её работ утеряны. Но что-то все-таки сохранилось и украшает экспозицию Музея живописи и скульптуры в Стамбуле. Несколько скульптур осело в частных коллекциях.
И все-таки о Мари Герекмезян до сих пор в Стамбуле помнят. Ара Гюлер, известный армяно-турецкий фотограф, открыл в армянской средней школе Гетронаган в Стамбуле в декабре 2012 года выставку памяти Мари Герекмезян — первой армянской женщины-скульптора.