В предыдущих публикациях мы начали повествование о Комитасе-педагоге, который взрастил целую плеяду ярких музыкантов, которые явились проводниками бессмертного наследия своего учителя в разных культурных уголках планеты, рассказав об Арменаке Шахмурадяне, Ваане Тер-Аракеляне и Спиридоне Меликяне.
Герой нашей сегодняшней публикации Барсег Каначян – самый старший из учеников Комитаса, автор музыки к сегодняшнему гимну Армении.
Родился в городе Родосто в 1885 году. В 1896 году семья переехала в Болгарию – в город Варну. Однажды в отсутствие Барсега в их дом зашел торговец и предложил купить хорошую, настоящую скрипку. Отец давно знал, как сын хочет играть на настоящей скрипке. Отдав за нее большую часть своих сбережений, он положил ее на видное место. Придя домой и увидев свою мечту, Барсег бросился к скрипке и больше с ней не расставался.
Учился игре на инструменте в местной армянской школе, затем – в Бухаресте в училище Жоржа Пуюка. В 1908г. Он едет в Константинополь, где организует оркестры «Кнар» и «Масис». В 1910 году, воодушевленный концертом Комитаса, он становится певцом в его хоре «Гусан».
Хор Комитаса «Гусан», 1910 год
А когда создается кружок «Искусство гармонизации», состоящий из шестнадцати человек, он становится одним из слушателей этого кружка. Это был именно тот кружок, из которого в последствии вышла пятерка учеников Комитаса. Их занятия продолжаются вплоть до Первой Мировой войны. В конце войны, в Тигранакерте, Каначян сам организовывает армянский хор и выступает с благотворительными концертами в помощь беженцам.
Афиша к выступлению хора «Гусан»
По возвращении в Константинополь, он находит учеников Комитаса и вместе с ними организует группу «Пять учеников Комитаса», основной задачей которого становится пропаганда творчества их великого учителя. Они организуют концерты, опубликовывают три сборника «Армянские гусанские песни», собирают хоры и оркестры, занимаются воспитанием подрастающего поколения.
Барсег Каначян с Комитасом и товарищами
В 1920 году Каначян вместе со своими друзьями уезжает в Париж и учится на курсах Рене Ле Нормана. Затем в течение семи лет продолжает свою деятельность на Кипре в учебном заведении Мелконян. После этого, вернувшись в Бейрут, организует концертные поездки в Дамаск, в Триполи, Латакию, Александрию, Алеппо и др.
Затем он возвращается в Ереван с четким намерением стать первым исполнителем всего светского и духовного наследия Комитаса, записать и достойно представить слушателям истинного Комитаса. К его чести, надо сказать, намерения он исполнил, и его Ереванский камерный хор при поддержке св. Эчмиадзина сумел записать почти все, что было задумано.
Параллельно с педагогической и хормейстерской деятельностью Каначян занимался творчеством. Он создал около 30 хоровых произведений, в том числе «Нанор», считающееся явлением в хоровом искусстве, и 10 сольных песен на слова армянских классиков, и около 20 детских песен.
Он автор известных сольных и хоровых песен на слова армянских поэтов. «Орор» на слова Рафаэла Патканяна, «Урени» на слова Ованнеса Туманяна, «Цов ачер» на слова Аветика Исаакяна, «Цайгерг» на слова Кучака по сей день занимают достойное место в репертуаре солистов и исполнительских коллективов. К его монументальным произведениям относятся трехактная опера «Абега» («Священник») на основе пьесы Левона Шанта «Старые боги», а также арии, хоры и оркестровые фрагменты, вдохновленные поэмой М. Зарифяна «Сумасшедший». И, наконец, это ставший нашим гимном «Мер Айреник» («Наша родина») на слова великого поэта Микаэла Налбандяна.
Барсег Каначян организовал хор «Гусан» в Бейруте и пропагандировал сочинения Комитаса в течение полутора десятка лет. Этот хор состоял уже из женщин и мужчин, для хора Каначян обработал несколько армянских и арабских песен, и концерты этого хора пользовались неизменным успехом.
Но вот преемника Каначян не успел подготовить – ослеп, заболел, и 17 лет не имел возможности полноценно работать… А после смерти Каначяна хор и вовсе почти распался. Восстановить некогда славный хор много лет спустя армяне из Ливана пригласят молодого и талантливого патриота, армянского музыканта маэстро Арутюна Топикяна.
Как композитор Барсег Каначян продолжал комитасовскую линию творчества, основывая свои сочинения на народной песне. В 1950 году начались проблемы со зрением, он был вынужден прекратить свою деятельность. Композитор скончался 21 мая 1967 года в Багдаде.