Ученики Комитаса։ «армянский Карузо» Арменак Шахмурадян скончался в той же клинике и вследствие той же болезни, поразившей своего учителя - RadioVan.fm

Онлайн

Ученики Комитаса։ «армянский Карузо» Арменак Шахмурадян скончался в той же клинике и вследствие той же болезни, поразившей своего учителя  

2019-10-04 21:48 , Минутка истории, 6550

Ученики Комитаса։ «армянский Карузо» Арменак Шахмурадян скончался в той же клинике и вследствие той же болезни, поразившей своего учителя

Одной из важнейших сфер деятельности гениального армянского композитора Комитаса является педагогика. «Он был спокойным, дружелюбным, ласковым, исполненным вдохновения. В его улыбчивых глазах будто спрятался меланхолический лучик; ясная интонация и приятный голос не скрывали его внутренней энергии. Комитас был «болен» народной песней. Преподавая, он пел, и в его народной песне ощущались оттенки, ритм, колорит». Так вспоминал Комитаса-педагога армянский писатель Дереник Демирчян.

По свидетельству известного музыковеда Василия Корганова, благодаря Комитасу «в семинарии класс музыкально-теоретических предметов стал гораздо многолюднее, чем во многих консерваториях и музыкальных училищах». В помощь ученикам композитор написал целый ряд учебников: «Элементарная теория музыки», «Армянская нотопись», «Гармония».

На протяжении десятилетий Комитас мечтал о создании национальной консерватории, однако ему так и не удалось осуществить свое намерение.

Памятник Комитасу в Ереване

Ярким свидетельством педагогического мастерства Комитаса служат его десять заповедей певцам. Композитор с большим чувством ответственности относился к педагогике, говоря: «Осторожно и бережно относитесь к делу воспитания: у вас очень тонкая должность. Вы призваны воспитать то поколение, которое в будущем – наша нация. Следуя неверным путем, вы можете утопить нацию».

В течении всей бурной и плодотворной педагогической деятельности Комитас взрастил целую плеяду ярких музыкантов, которые явились проводниками бессмертного наследия своего учителя в разных культурных уголках планеты.

Одним из самых достойных в их ряду является талантливый, оригинальный исполнитель армянских народных песен Арменак Шахмурадян. До нас дошло всего лишь несколько записей его исполнения, однако и их вполне достаточно для того, чтобы оценить одно из лучших проявлений комитасовской школы в широком смысле. Его бархатным тенором озвучены самые яркие жемчужины армянской песенной культуры: это бессмертные «Крунк», «Ов арек», «Антуни», «Гарун а» и др.

Арменак Шахмурадян

Певец родился 1878 году в армянском городе Муш в семье кузнеца Срго (Саркиса). Уже в 8-летнем возрасте настолько ярко проявляется его певческие способности, что его взяли в церковный хор. Оттуда его отправляют в Эчмиадзин в известную Геворкяновскую гимназию. Здесь Арменак становится солистом хора известного армянского композитора Христофора Кара-Мурзы. Там же певец знакомится с Комитасом. Их общение являлось редким примером творческого обмена. Комитас изучал и записывал мужские напевы в оригинальном и чистом исполнении Арменака, а Арменак, в свою очередь, совершенствовал под зорким наблюдением Комитаса свое вокальное мастерство. Вместе с Арменаком в семинарии учились Аветик Исаакян, Григор Сюни, Дереник Демирчян – лица, впоследствии ставшие выдающимися представителями армянской литературы.

В 16 лет Арменак, покинув стены Эчмиадзина, попадает в Тифлис. Здесь он формируется больше как классический певец. Став постоянным посетителем оперного театра, приобщается к перлам зарубежной классики. Арменак не мог остаться вдали от политических потрясений, начавшихся в Западной Армении. Вместе со многими «бунтарями» он вскоре был заключен в тюрьму и сдан турецким властям. Только благодаря песне Арменаку удалось спастись: молва о чудесном голосе певца доходит до турецкого посла Фауд-Беля, который дарует ему амнистию, послушав его. Арменак ночью тайно покидает границы Турции и поселяется в Париже. Здесь поступает в «Певческую школу» Венсана Д'Энди. И здесь его ждала слава – он стал учеником великой Полины Виардо, открывшей для него многие парижские сцены. В Париже он участвует в лучших оперных постановках, а также на конкурсах вокалистов, вызывая восторг и высочайшие оценки зрителей и прессы. Арменака Шахмурадяна в Париже прозвали «армянским Карузо».

Все эти годы Комитас зорко следил за успехами своего ученика. Арменак, уже будучи солистом «Гранд-опера», становится постоянным участником и гвоздем программы всех культурных мероприятий, организованных Комитасом. Комитас собственноручно аккомпанировал своему ученику.

Продолжая карьеру блестящего тенора, Арменак гастролирует по всему миру, покоряя лучшие сцены. Его голос звучит в Бостоне, Сан-Франциско, Фрезно, Детройте, Нью-Йорке, Манчестере, Лондоне, Женеве, Цюрихе, Брюсселе, Антверпене, Багдаде, Тегеране, Калькутте…

Арменак Шахмурадян в роли Фауста

Пластинки с песнями Шахмурадяна и Комитаса

В 1930 году Арменак, окрыленный славой, возвращается в Париж, где находит своего учителя в психиатрической клинике. Увы, пораженный недугом, Комитас не узнает своего ученика, что становится большим ударом для Шахмурадяна. Вторым ударом явилась бесславная кончина великого Комитаса, окончательно добившая певца. Волею судьбы, в 1939 году в той же клинике, вследствие той же болезни скончался сам Арменак Шахмурадян.

Спиридон Меликян, Комитас, Арменак Шахмурадян

Продолжение следует…

Лента

Рекомендуем посмотреть