В предыдущих публикациях мы начали повествование о Комитасе-педагоге, который взрастил целую плеяду ярких музыкантов, которые явились проводниками бессмертного наследия своего учителя в разных культурных уголках планеты, рассказав об Арменаке Шахмурадяне и Ваане Тер-Аракеляне. Композитор с большим чувством ответственности относился к педагогике, говоря:
«Осторожно и бережно относитесь к делу воспитания: у вас очень тонкая должность. Вы призваны воспитать то поколение, которое в будущем – наша нация. Следуя неверным путем, вы можете утопить нацию».
Сегодня мы продолжим знакомство с учениками великого человека, без которого трудно представить армянскую культуру.
Спиридон Меликян (1881-1933гг) был одним из первых учеников Комитаса в Эчмиадзинской семинарии Геворкян. Еще в годы учебы под руководством Комитаса он предпринял первые попытки научных исследований. Его выпускное сочинение было посвящено исследованию системы армянских знаков произношения. В то же время он был помощником Комитаса в хоре.
Один из одноклассников Спиридона Меликяна – будущий педагог и политический деятель Симак Саакян так рассказывает об ученике Комитаса:
«Я был знаком со Спиридоном Меликяном с 1895 года, когда мы посещали один класс в семинарии Геворгян. Спиридон был парень среднего роста, коренастый, с широким лицом. Я и Спиридон были дружны, хорошо понимали друг друга, хотя я имел необработанный, но грубоватый и сильный голос, а Спиридон обладал очень приятным и мягким тембром. Он хорошо пел как народные песни, так и шараканы, и начиная с пятого класса был классным старостой, то есть руководил группой учеников, которые в церкви пели духовные песни.
Он был удивительно трудолюбив, терпелив, очень любил друзей. Песня и музыка были всем его миром. В 1899 году, когда Комитас вернулся из-за границы, взошла звезда нашего Спиридона (хотя не только его), и все мы поняли, что наш друг – обладатель великого таланта и будущий выдающийся музыкант».
Спиридон Меликян, Комитас и Арменак Шахмурадян
По окончании семинарии С. Меликян уехал в Берлин и на протяжении 1904-1908гг. учился у тех же профессоров, у которых в свое время учился Комитас. Отказавшись от духовного сана, полученного в Эчмиадзине, он после возвращения в Закавказье развернул педагогическую, музыкально-общественную и музыковедческую деятельность.
Он продолжил традиции Екмаляна в гимназии Нерсисян и вновь поднял уровень гимназийского хора. В то же время явился одним из основателей и деятельным членом Армянского хорового общества и Армянского музыкального содружества в Тифлисе.
Плодами музыковедческой работы С. Меликяна являются брошюра «Проблема развития музыки у нас» (1909), «Греческие влияния на теорию армянской музыки» (1914), «Учебник пения» (1912), сборник «Песни Ширака» (1917). Первое издание посвящено проблеме развития преподавания музыки в школах и организации филармонического общества с целью пропаганды отечественной музыкальной культуры. Следующее исследование посвящено армянским музыкальным хазам и хазам произношения, а также системе церковного восьмигласия. Сборник «Песни Ширака» явился результатом организованной тифлисским Армянским музыкальным обществом в 1914 году музыкально-этнографической экспедиции. Здесь сосредоточены интересные образцы крестьянских песен и плясок, а также ашугских импровизаций, которые имеют непреходящее историческое значение и не раз служили тематическим источником для армянских композиторов.
Продолжение следует…