Знаменитого советского режиссера, Народного артиста РСФСР Александра Артуровича Роу (1906-1973гг.) называли не иначе как сказочник. Именно он подарил не одному поколению детей замечательные киносказки, которые не потеряли своей прелести и привлекательности по сей день, причем не только для детей, но и взрослых.
Всего на счету режиссера было 16 сказок, самой успешной из которых оказалась «Морозко». В 1965 году этот фильм завоевал Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции. Александр Роу был новатором — в его картинах волшебный сюжет впервые разыгрывали реальные актеры, без применения рисованной или кукольной мультипликации. Роу считал, что с участием настоящих актеров сказка станет более живой и интересной. Его работы отличались самобытностью, юмором, оптимизмом (с неизбежной победой добра над злом и счастливым концом), передавали не только содержание сказочного произведения, но и заложенные в нем нравственные уроки — воспитывали подрастающее поколение.
При всем этом, его киношедевры, относящиеся, так сказать, к детскому кино, состояли из сложных образов и сюжетов, зачастую имеющих метафорический смысл. Одной из таких картин стала приключенческая сказка «Тайна горного озера» (экранизация повести Вахтанга Ананяна «На берегу Севана»), снятая в 1954 году на киностудии «Арменфильм». Роу был режиссером-постановщиком, а режиссерами — Юрий Ерзинкян и Яков Кочарян.
К сожалению, об этой картине мало кто знает в наши дни…А жаль, поскольку, по мнению Национального киноцентра Армении, «этот фильм, вне всякого сомнения, — одна из самых ярких и необычных армянских кинокартин 50-х годов прошлого века». В этом внешне вроде бы пропагандистском намеке — ленте, рассказывающей об ответственности армянских пионеров, живущих в окрестностях озера Севан, — была сделана попытка сконцентрировать, как бы «сгустить» и представить на экране изображение современной армянской национальной идентичности — посредством синтеза мифов, археологии, фольклора и… социалистической идеологии.
В фильме есть еще более глубокие подтексты, которые спрятаны среди хитрых монтажных решений и бушующих цветовых игр Роу. Фильм ценен и тем, что в нем запечатлены уже высохшее водно-болотистое озеро Гили и его уникальное биоразнообразие, а также археологические памятники-вишапы, наскальная клинопись и т.д.
Над созданием картины трудился поистине звездный состав: режиссер Юрий Ерзинкян, авторы сценария Арша Ованесова и Маро Ерзинкян, художник по костюмам Валентин Подпомогов, актеры Арус Асрян и Татул Диллакян, композитор Ашот Сатян, а песню героини Карине исполнила незабвенная Гоар Гаспарян. Фильм «Тайна горного озера», имевший большой успех в СССР, был также показан в ГДР.
«Вторым режиссером на этой картине был мой отец, Юрий Ерзинкян. Съемки проходили в Санаине, Степанаване. Я присутствовала на съемках. Я помню, Роу, который дружил с моим отцом, часто бывал у нас дома. Он был веселым человеком с чувством юмора. Говорили, что он ирландец по происхождению. Думаю, под его влиянием Юрий Арамаисович снял свой фильм «Пленники Барсова ущелья», который и сегодня смотрят с большим интересом. Нехватка фильмов такого рода сегодня чувствуется…», — вспоминала киновед, декан факультета кино, телевидения и анимации Института театра и кино, профессор, Заслуженный деятель искусств Анета Ерзнкян.
В публикации использованы материалы ra.am.