Он привнес в армянскую живопись новый жанр – жанр воспоминаний: художник содержания Овсеп Каралян - RadioVan.fm

Онлайн

Он привнес в армянскую живопись новый жанр – жанр воспоминаний: художник содержания Овсеп Каралян

2023-02-01 19:09 , Немного О..., 1344

Он привнес в армянскую живопись новый жанр – жанр воспоминаний: художник содержания Овсеп Каралян

«Возьмите у старого мельника палку, ее чуть согнутая головка от трения рук мельника вся отполирована, да еще от пота она приняла глубокий янтарный цвет. У человека с воображением, смотрящего на головку палки, появится целый рой образов, воспоминаний, ассоциаций.

Далее, войдите в галантерейный магазин и попросите фабричную трость - никакого образа, немая палка. Вот почему всякий найденный археологический кусок оставляет так много впечатлений. В этих предметах есть время и чья-то душа». Овсеп Каралян

1 февраля родился художник Овсеп Каралян. Темы и сюжеты его картин навеяны впечатлениями и воспоминаниями детства и юности, становящимися осязаемыми с помощью красок. Сегодня работы Иосифа Караляна находятся в Музее современного искусства в Ереване, в Национальной картинной галерее Армении, Государственной Третьяковской галерее, в многочисленных частных коллекциях в Армении и за ее пределами.

Овсеп Каралян родился в 1897 году в Тифлисе в семье виноторговца, получил образование в Тифлисской школе изящных искусств, где вместе с ним учились скульптор и художник Ерванд Кочар, архитектор Каро Алабян, живописцы Геворг Григорян (Джотто) и Александр Бажбеук-Меликян.

Группа армянских художников со своими грузинскими коллегами в мастерского Сарьяна. Стоят (слева направо): Г.Григорян (Джото), О.Каралян. Сидят: Мартирос Сарьян (третий справа)

Овсеп Каралян жил в Тифлисе до начала 1930-х годов, затем до начала 1940-х — в Москве, где окончил Высший художественно-технический институт (ВХУТЕМАС). С 1953-го и до конца жизни художник обосновался в Ереване, где и прошла наиболее значимая пора его творчества.

Тонкое чувствование Караляном Тифлиса заставило режиссера Сергея Параджанова обратиться именно к нему для работы над эскизами к фильму «Цвет граната». «Вы или никто!» — сказал однажды Параджанов, уговаривая Овсепа Караляна стать художником картины о Саят-Нове.

«Творчество Караляна - своего рода щемящая ностальгия по стране детства, которую можно посетить лишь во сне и в воображении, так как ее уже не существует, ибо детство каждого человека, как и его эпоха неповторимы, неповторимы пережитые ощущения, они сохраняются визуально лишь в изобразительном искусстве, - писал о нем искусствовед Генрих Игитян. - Таким образом, Каралян привнес в армянскую живопись новый жанр - жанр воспоминаний, в дальнейшем нашедший своих последователей в лице Акопа Ананикяна и Вагаршака Элибекяна и точно так же, как в литературе ценятся мемуарные труды, они не менее оправданы и закономерны в изобразительном искусстве. Тем более ценны произведения человека, перешагнувшего из эпохи телег и керосиновых ламп в начало космической эры и сумевшего с высоты своего космоса заглянуть в прошлое.

Генрих Игитян, Иосиф Каралян, Роберт Элибекян. Персональная выставка Роберта Элибекяна. Ереван, 1979г

Каралян - художник содержания, он никогда не относится формально к предмету изображения, форма диктуется сюжетом, мотивом, на котором он останавливается. Это основное достоинство его произведений, отличающихся глубокой образностью, придающих запоминающуюся характеристику каждому полотну в отдельности. Прошлое для Караляна не отдельные эпизоды, сценки полуистлевших воспоминаний, это непрерывная цепь фактов, вливающихся в единый неповторимый художественный образ. Все творчество художника в целом состоит из отдельных самостоятельных, однако неразрывно связанных общих лейтмотивом, новелл, вошедших в одну большую книгу жизни. Каждая новелла в отдельности представляет художественную ценность, но вдвойне значительна в общем контексте его творчества. Художник сумел сохранить для потомков интереснейшую страницу биографии родного народа, с которым неразрывно связана вся его жизнь».

Овсеп Каралян. «Чашка кофе», 1965г

Овсеп Каралян. «В город», 1958г

Овсеп Каралян. «Беженцы», 1965г

Овсеп Каралян. «Семейный портрет», 1963г

Лента

Рекомендуем посмотреть