«Природа одарила его всем»: Каро Алабян – символическая фигура советской архитектуры - RadioVan.fm

Онлайн

«Природа одарила его всем»: Каро Алабян – символическая фигура советской архитектуры

2021-09-06 19:42 , Немного О..., 3774

«Природа одарила его всем»: Каро Алабян – символическая фигура советской архитектуры

Каро Алабян – выдающийся мастер архитектуры Страны Советов, создатель монументальных памятников советской эпохи. «Природа одарила его всем – талантом, широтой мышления, дальновидностью руководителя большого масштаба, способностями организатора, чуткостью по отношению к людям», – говорил о Каро Алабяне академик Национальной академии наук Армении, доктор архитектуры, профессор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР Вараздат Арутюнян.

Каро Алабян

На формирование представления Каро Алабяна о том, какой должна быть архитектура в новом, социалистическом государстве, огромное влияние оказали Армения с ее вековыми архитектурными традициями, учеба в семинарии Нерсесян, участие в революционных событиях в Тифлисе в 1917 году.

Каро Алабян родился в деревне под Елизаветполем в семье небогатого купца. Отец умер рано. Мать зарабатывала на жизнь шитьем и стиркой белья. После смерти кормильца семья перебралась в Тифлис, где Каро поступил в семинарию Нерсесян, обучение в которой было бесплатным. Армянская семинария в Тифлисе имела хорошую репутацию. Из ее стен вышли многие известные деятели армянского просвещения: философы, историки, политики, литераторы, художники, музыканты. Наряду с духовными предметами изучались общеобразовательные дисциплины, иностранные языки, история, география, педагогика.

Замечательные способности Алабяна проявились уже в семинарии. Он занимался лепкой, рисованием, учился искусству вокала у знаменитого профессора консерватории Н. Воль-Левицкого и мог стать певцом, если бы не революционные события в России, которые охватили и Закавказье. В семинарии началась дружба Алабяна с Анастасом Микояном, которой оба оставались верны всю жизнь.

Социалистическую революцию 1917 года Каро Алабян встретил с воодушевлением. В 1918–1919 годах он редактировал революционные газеты. Выпустил серию иллюстраций к произведениям Егише Чаренца. В 1920-м Алабян был назначен ответственным секретарем Кубано-Черноморского обкома КП (б), в 1921 году вступил в боевой отряд для борьбы с дашнаками.

В 1923 году ЦК Компартии Армении направляет Каро Алабяна учиться в Москву, где он поступает на архитектурное отделение Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Стройный молодой человек с красивой волнистой шевелюрой, выразительными светлыми глазами, густыми ресницами, сросшимися у переносицы бровями, с глубоким тембром голоса, в длинном полушубке из черных козьих шкур мехом вверх сразу привлек внимание сокурсников и быстро стал центром притяжения, душой студенческого общества. «В характере Алабяна была еще одна привлекательная черта, – вспоминал скульптор В.И. Ингал. – В нем жила вера в товарищей, в их силы и преданность делу». Но тогда еще никто не мог предположить, что студент ВХУТЕМАСа Каро Алабян станет символической фигурой советской архитектуры 1930–1950-х годов.

Высшие художественно-технические мастерские являлись своего рода лабораторией творческого поиска нового языка искусства ХХ века. Алабян выбрал мастерскую Н.А. Ладовского. В основе разработанной Ладовским системы подготовки архитекторов лежал макетный метод эскизирования. Студенты сначала выполняли проект здания в макете, а уже затем в чертеже. Это помогало развивать фантазию, видение пространства. Алабян становится убежденным сторонником новаторских поисков и новых технологий в архитектуре.

В 1925 году при содействии наркома просвещения А.В. Луначарского Каро Алабян организовал поездку 27 учащихся ВХУТЕМАСа на Международную выставку декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. Парижская выставка оказала большое влияние на последующее творчество студентов. Алабян и его единомышленники принялись искать фундаментальные основы нового стиля вне течений авангарда. Алабян становится лидером Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов, созданного в 1929 году. В своей декларации его члены заявляли: «Мы – за овладение культурой прошлого, за изучение ее не для подражания и механического копирования, а за критическое использование исторического опыта».

Первые самостоятельные работы Каро Алабяна, осуществленные им совместно с Г. Кочаром и М. Мазманяном в Ереване – «Шахматный дом», здание Клуба строителей, Армгосстрах, – свидетельствуют о сближении разных творческих течений и усилении тенденции к формированию общей стилевой модели, ставшей аналогом западного стиля ар-деко и получившей развитие в проектах архитектора 1930–1940-х годов.

Шахматный дом в Ереване

В 1931 году Алабян возвращается в Москву. Работает в Комакадемии, затем в мастерской приверженца классической традиции академика И.В. Жолтовского. В 1933 году в Москве создается Всесоюзная академия архитектуры с институтом аспирантуры и факультетом архитектурного усовершенствования. И Алабян решает поступать в академию. Учеба в академии раскрывает его многогранный талант. В 1930 году он избирается академиком и вице-президентом Всесоюзной академии архитектуры.

В 1930-е годы Алабян активно работает как практикующий архитектор. Выполняет конкурсные проекты Дома промышленности и Дома культуры Пролетарского района Москвы, ряд проектов для городов СССР. В эти годы начинается плодотворное творческое сотрудничество Алабяна и архитектора В. Симбирцева. Вместе они работают над проектами реконструкции улицы Малая Дмитровка, площади Пушкина, кинотеатра в Ереване.

В 1931 году Алабян и Симбирцев выиграли конкурс на проект Центрального театра Красной армии (ЦТКА). Через три года проект был принят к осуществлению. Авторы возглавили специально созданную мастерскую по проектированию нового театра. Алабян становится главным архитектором строительства. Зданию ЦТКА надлежало выразить идею защиты Отечества, при этом особое внимание следовало уделить решениям сценического пространства и зрительных залов, чтобы создать условия для постановки как камерных спектаклей, так и спектаклей с массовыми батальными сценами.

Для Алабяна здание ЦТКА стало программным произведением. В этой работе ему удалось наиболее полно раскрыться как зодчему нового периода отечественной архитектуры, отразить важнейшие черты современной эстетики: эмоциональную выразительность формы, виртуозное владение языком неоклассики.

Стремясь новыми архитектурными средствами возвеличить и прославить армию как надежного защитника страны, зодчие выбрали центрическую композицию, в основе которой лежал план в виде пятиконечной звезды – символ Красной армии и государства. Авторы проекта отмечали: «Новое здание Центрального театра Красной армии должно, помимо своего прямого назначения, стать архитектурным памятником Красной армии. Требовалось найти архитектурный образ театра, отлитый в форму, органически связанную с армией, и, когда появилась идея в основу композиции Центрального театра Красной армии положить пятиконечную армейскую звезду, решение было найдено».

Театр Красной Армии в Москве. 1934—1940.

Вместе с тем авторы проекта понимали, что здание – это не только театр-памятник Красной армии, но и композиционный центр площади Коммуны, и это определило необходимость ее перепланировки. В 1935 году был принят план реконструкции Москвы, в котором Каро Алабян принял активное участие. Здание Центрального театра Красной армии (ныне Центрального академического театра Российской армии) – памятник архитектуры, выразивший свое время в сочетании геометричности и пластики, традиции и новизны.

Другой программной работой этого периода творчества Каро Алабяна становится проект Дворца Советов, выполненный группой архитекторов во главе с ним. «Вся красота новой эпохи должна быть выражена в энергии или в формах машин, служащих каналами, через которые действует энергия», – считал Алабян. Его представлениям отвечал проект Дворца Советов в виде корабля с тремя башнями, символизирующими мировое революционное движение, диктатуру пролетариата и социализм.

В 1938 году Алабян проектирует павильон Армении для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, будущая ВДНХ). Образ Армении был представлен в павильоне в виде трехнефной базилики. Все в здании напоминало древние армянские храмы: пятипролетная аркада, пластика деталей, мотив перспективного портала в оформлении окон и главного входа, использование колористических средств в решении фасада. «Удивительно, как наши предки умели найти масштаб, силуэт, место, слить архитектуру с прекрасной окружающей природой, – говорил Алабян. – Это мастерство, которым нужно владеть».

Павильон Армении для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки

При участии Н. Гришина и В. Скаржинского Каро Алабян проектирует и строит павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, за который архитектор был удостоен звания «Почетный гражданин Нью-Йорка».

Впечатления от нью-йоркской выставки и стиля ар-деко отразились в проекте здания комбината «Известия» на площади Киевского вокзала 1940 года, в котором использовалась тема стрельчатой арки, характерного элемента многих древних армянских храмов.

Проект комбината «Известий». 1940г

Во время Великой Отечественной войны Алабян оставался в Москве и руководил работой Центральной проектно-маскировочной мастерской. В 1943 году возглавил мастерскую при Академии архитектуры СССР по разработке проектов реконструкции разрушенных городов. Эскизы к конкурсному проекту Алабяна по восстановлению улицы Крещатик в Киеве хранятся в Ереванском музее архитектуры, а в фондах Государственного научно-исследовательского музея им. А.В. Щусева, где собраны практически все работы Алабяна, – его проект реконструкции Сталинграда.

Лидер по натуре, Алабян всегда был в центре культурных событий. Он успевал все: работать на посту вице-президента Академии архитектуры, участвовать в организации Союза архитекторов СССР, обустройства дома отдыха архитекторов в имении Голицыных Суханово, организовывать поездки советских архитекторов на XIII Международный конгресс архитекторов в Риме в 1935 году и по странам Европы для выполнения обмеров и зарисовок памятников мировой архитектуры. В этой поездке Алабян много фотографировал, изучал западный опыт новейших технических достижений и собрал целую коллекцию строительных и отделочных материалов.

В 1946 году Алабян вместе с группой архитекторов консультирует румынских коллег по проектам реконструкции городов Бухареста, Плоешти и Констанцы. В 1947 году участвует в заседании организационной комиссии по созданию Международного союза архитекторов, а в 1948-м – в его первом учредительном конгрессе.

В этот период творческий почерк Алабяна приобретает отточенность и элегантность. Он работает над крупными проектами, в том числе проектом кафе «Арарат» на Неглинной улице, наземного вестибюля и перронного зала станции метро «Краснопресненская», который, как и многие его работы, к большому сожалению, не был реализован.

Одним из последних реализованных проектов Алабяна стал проект Морского вокзала в Сочи. Эта работа, в которой наиболее полно проявился творческий почерк Мастера, предвосхитила современную архитектуру постмодерна. Курорту необходимо было иметь морские ворота. И Морской вокзал рассматривался как важный градообразующий объект, которому надлежало органично включиться в существующую архитектурную ткань Сочи, сохранив при этом особенности приморского сооружения. Порт и Морской вокзал возводили по прямому указанию И.В. Сталина.

Морской вокзал в Сочи

Проектирование Морского вокзала началось в 1948–1949 годах. Алабян выполнил конкурсный проект, а в 1950–1951 годах был подготовлен его окончательный вариант. Строительство было завершено в 1955 году. Морской вокзал стал доминантным в береговой части города. Компактная и четкая композиция включает центральную многоярусную башню, увенчанную шпилем, главный корпус с выходящим в море пирсом, галереи террасы, подчеркивающие южный характер постройки. Тонкий завершающий композицию шпиль является одновременно вертикальным ориентиром для приходящих в порт судов. В проекте Морского вокзала в Сочи Алабян смог осуществить идею синтеза искусств, к которой стремился еще во время строительства Центрального театра Красной армии.

Каро Алабян умел ценить талант тех, с кем ему приходилось работать. Скульптор В.И. Ингал вспоминал: «В 1953 году Каро Семенович, проектируя Морской вокзал в Сочи, остановил свой выбор на мне. Каро Семенович обнаружил необычайный для меня подход к совместной работе. …Не было ни указаний по поводу стиля, ни ссылок на уже существующие работы и приемы, ни карандашных набросков. Каро Семенович говорил о расположении здания, о применяемых в строительстве материалах, об архитектурном образе сооружения, о роли, которую призвана играть в нем скульптура, о впечатлении, которое она должна производить на зрителя, о желании добиться подлинного синтеза пространственных искусств. Все это звучало в сопровождении свойственной Каро Семеновичу пластичной жестикуляции так интересно и вдохновенно, что уже во время беседы мне начинало казаться, что я «вижу» и здание, и скульптуру на нем, что я нашел уже композиционный прием, и мне раскрылся даже характер фигур».

Преданность профессии, организаторские способности, вера в товарищей и дружбу позволили архитектору пройти трудный путь и заслужить репутацию блестящего профессионала и достойного человека. В архивах сохранились многочисленные письма Каро Алабяна в защиту несправедливо осужденных и сосланных в лагеря коллег, знакомых и даже незнакомых людей. Самого его после конфликта с Берией спас верный друг А.И. Микоян. Он вызвал Алабяна к себе на дачу и вручил билет на самолет до Еревана с вылетом на следующий день. Алабяну было предписано организовать работу «по поднятию национальных архитектурных кадров».

Через год Алабян смог вернуться в Москву. Он был назначен руководителем архитектурной мастерской Моспроекта, которая занималась застройкой Ленинградского проспекта. Алабян совместно с другими коллегами проектирует здание института Гидропроект. Этот проект стал последней данью ар-деко и, к сожалению, так и не был реализован.

После завершения работы над проектом Гидропроекта Алабян приступил к другой большой работе – проектированию и строительству корпусов Высшей партийной школы. Задача состояла не только в технической и стилистической сложности внедрения зданий в уже имевшийся архитектурный комплекс. Надо было найти точный образ заданной темы.

Обращаясь вновь к неоклассике, Алабян выбрал безошибочное решение. Строгий и «закрытый» образ здания отвечал его назначению – подготовка руководящих кадров для партии и средств массовой информации. В 1953–1954 годах был построен учебный корпус, который полностью соответствовал главной теме сооружения и эстетике общественного здания 50-х годов ХХ века.

В 1957 году Каро Алабян вновь обращается к теме Дворца Советов и совместно с В. Лебедевым выполняет два варианта проекта: на Охотном Ряду и на Ленинских горах. Но тема Дворца Советов перестает быть актуальной. В 1958 году Алабян также вместе с Лебедевым выполняют конкурсный проект павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе – легкий прозрачный пирамидальный павильон, в позднее время подсвечивающийся изнутри. Эта работа стала последней в жизни Мастера.

Каро Алабяна не стало 5 января 1959 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле установлен памятник, выполненный скульптором Н. Никогосяном: большой камень полированного серого гранита, привезенный из Армении, на котором тонко высечен профиль архитектора. В память о Каро Алабяне 7 августа 1959 года была названа одна из улиц Москвы.

Каро Алабян был женат на одной из самых красивых и известных советских актрис Людмиле Целиковской, с которой познакомился в доме своего давнего друга, режиссера Театра им. Евгения Вахтангова Рубена Симонова. Но это уже отдельная история.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть