История одного шедевра: Верди завершил свой творческий путь вместе с героем своей оперы «Фальстаф» - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: Верди завершил свой творческий путь вместе с героем своей оперы «Фальстаф»  

2022-12-20 21:12 , История Одного Шедевра, 1683

История одного шедевра: Верди завершил свой творческий путь вместе с героем своей оперы «Фальстаф»

«После того как я убил столько героев, у меня наконец-то есть право немного посмеяться» - сказал Джузеппе Верди. «Фальстаф» стал второй комической оперой за всю его полувековую карьеру. Первую, «Король на день», он писал в самый трагический период своей жизни, похоронив супругу и двоих маленьких детей. Неудивительно, что опера стала одной из самых неудачных его работ, и последующую славу ему приносили исключительно драматические сюжеты. Однако присущий Верди юмор словно ждал своего часа, воплотившись на закате жизни композитора в виртуозную лирическую комедию.

Адольф Шрёдтер. Фальстаф и его паж. 1867г

Краткое содержание

События получают развитие в четырнадцатом веке на территории Англии, первая сцена развязывается в трактире, которое получило название «Подвязка». Сэр Фальстаф с удовольствием расположился за столом, где он пишет два письма. В каждом из них он обращается к замужним женщинам, он уверен, что с их помощью он сможет поправить свое материальное положение и вернуть себе было статус. Тогда в трактир ворвется Каюс, который обвинит окружающих в том, что Пистолу совершил наглое воровство. Но Фальстаф выставит его на улицу. Герой обращается к своему слуге, чтобы он доставил данное письмо, но многие отказываются участвовать в данном цирке…

История создания

Верди было 76 лет, когда он активно принялся за поиски комического сюжета для оперы. Он перечитывал Гольдони, Мольера и Сервантеса, не находя той истории, которая бы его вдохновила. Он поделился своими размышлениями с Арриго Бойто. Тот, ни слова ему не говоря, принялся за работу над либретто о Джоне Фальстафе, персонаже шекспировских «Виндзорских насмешниц» и «Короля Генриха IV». В начале июля 1889 года Верди получил готовый текст от Бойто и остался им очень доволен. Через несколько дней он пишет либреттисту, что забывает о болезнях и старости и принимается за Фальстафа. Маэстро просит соавтора сохранить их работу в тайне.

Арриго Бойто

Первой была написана финальная фуга, что совсем нетипично для Верди, обычно сочинявшего музыку по хронологии развития сюжета. К марту 1890 года был готов первый акт. Верди не спешил. Творческие порывы сменялись в нем периодами депрессии – сказывался и возраст, и потери близких друзей, и страх провалиться на закате карьеры. Тем не менее работа продолжалась. Летом 1892 года Верди начал искать исполнителя заглавной партии. Имя основного кандидата лежало на поверхности – Виктор Морель, первый вердиевский Симон Бокканегра и Яго. Но условия, на которых баритон соглашался принять участие в спектакле, композитор счел неприемлемыми. Длительные переговоры привели к тому, что обе стороны пошли на уступки.

В сентябре 1892 года Верди передал оперу Джулио Рикорди с тем, чтобы она была поставлена в ближайшем сезоне в Ла Скала. Верди выдвинул требование – он будет полностью контролировать подготовку к постановке и в любой момент сможет отозвать оперу. Репетиции начались в обстановке полнейшей секретности, в театр не пускали ни посторонних, ни прессу. 7 декабря Ла Скала открыл сезон, но премьера была объявлена с пометкой «возможно». Причем в случае отказа маэстро в качестве альтернативы театр заявил «Тангейзера» Р. Вагнера – давнего оппонента Верди, что несколько его разозлило.

9 февраля 1893 года «Фальстаф» впервые был показан публике. Билеты на премьеру театр распродал по цене, превышающей обычную в 30 раз. В зале присутствовал весь цвет Европы – аристократия, деятели искусства. Написать, что опера имела успех – не написать ничего. Финальные аплодисменты длились около часа. В Милане было дано 22 спектакля, затем в том же составе оперу показали в других городах Италии. На премьере в Риме Верди публично приветствовал король Италии Умберто I, выразивший от лица всей нации признание маэстро за его творчество. За первые несколько лет «Фальстаф» ставился повсеместно в Европе и Америке. В России он прозвучал на русском языке в 1894 году. Для парижской постановки либретто переводил сам Бойто.

Но через 10 лет после столь удачного старта опера почти исчезла из международного репертуара. В ней не было того, чего все ожидали от Верди – напевных мелодий, ярких арий, сногсшибательных ансамблей, грандиозных финалов. Возрождением последней работы маэстро занялся Артуро Тосканини. Он вернул «Фальстафа» и в Ла Скала, и в Метрополитан опера, предсказав ему большое сценическое будущее. Среди великих дирижеров поклонниками оперы были Г. фон Караян, Г. Шолти, Т. Серафин, К.М. Джулини, Л. Бернстайн. Сегодня «Фальстаф» - девятая по популярности опера Верди, которая ежегодно исполняется на мировых подмостках около 750 раз.

Интересные факты

— Образ Фальстафа родился на основе биографии реально существовавшего сэра Джона Олдкастла, который воевал в Шотландии, Уэльсе и Франции в начале 15 века. Он был обвинен в ереси в 1413 году, бежал из Тауэра, но был пойман и повешен в 1417. Очевидно, что Шекспир уделил мало внимания реальным фактам. «Виндзорские насмешницы» не относятся к его лучшим произведениям. По легенде, эта пьеса появилась лишь потому, что королева Елизавета хотела видеть на сцене толстого рыцаря из более ранней пьесы «Король Генрих IV» в комической роли обманутого любовника.

— До Верди сюжетом о толстом рыцаре воспользовались композиторы К. фон Диттерсдорф (1796), А. Сальери (1799), М. Бальфе (1838), О. Николаи (1849).

— Виктор Морель, первый исполнитель партии Фальстафа, в 1907 году записал ариетту «Quand'ero paggio» на пластинку.

Виктор Морель

— «Фальстаф» - третья опера Верди, в основе которой лежит шекспировский сюжет. Две другие – «Макбет» и «Отелло», либретто к последней написал также А. Бойто. Верди много лет вынашивал замысел оперы на еще одну трагедию Шекспира, «Король Лир», даже начинал работу над либретто, но по разным обстоятельствам это произведение так и не было создано.

Д. Россини, мастер комической оперы, как-то сказал: «Верди – композитор меланхолических и серьезных характеров, его тона – темные и трагические, идущие из глубин его натуры. Я очень уважаю его, но нет сомнений, что он никогда не напишет ни оперу семисериа, как, например, «Линда ди Шамуни», ни, разумеется, оперу-буффа, как «Любовный напиток» (автор обеих – Доницетти)». Это высказывание великого предшественника Верди прочитал в 1879 году в газете, принадлежащей Д. Рикорди, его издателю. От маэстро последовало письмо: «Я уже 20 лет ищу подходящее либретто для комедии. А вы такими публикациями отворачиваете зрителей от моей оперы, которая еще даже не написана».

P. S.

Фальстаф умеет смеяться над собой и обстоятельствами. Таким оказался и маэстро Верди, завершивший свой творческий путь вместе с этим героем. На одной из копий партитуры «Фальстафа» была обнаружена надпись его рукой: «Все кончено. Иди, иди, старый Джон… иди так долго, как сможешь… Восхитительный старый изгой, скрывающийся за многими масками, в каждое время, в каждом месте!! Иди… иди... беги… беги… Прощай!!!».

По материалам soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть