Его выразительный стиль проложил путь к достижениям Верди: НЕзабытый маэстро Гаэтано Доницетти - RadioVan.fm

Онлайн

Его выразительный стиль проложил путь к достижениям Верди: НЕзабытый маэстро Гаэтано Доницетти  

2021-09-17 21:13 , Немного О..., 3151

Его выразительный стиль проложил путь к достижениям Верди: НЕзабытый маэстро Гаэтано Доницетти

История жизни Гаэтано Доницетти имеет сходство с сюжетом одной из его опер: скромное рождение и годы тяжелой работы, головокружительное восхождение к величию и окончательное падение в безумие. Обладая острым драматическим чувством, он сыграл центральную роль в создании романтической музыкальной мелодрамы. Его выразительный стиль, основанный на бельканто, проложил путь к достижениям Верди.

Гаэтано Доницетти

Краткая биография

В 1797 году на севере Италии в небольшом, но очень красивом городке Бергамо, родился будущий гений оперного искусства Гаэтано Доницетти. Он был самым младшим ребенком в семье. Родители, Андреа и Доменика Доницетти, были бедны и жили со своими детьми за пределами городских стен в очень живописном районе, называемом Борго-Каналом. Дом, где начинал познавать мир маленький Гаэтано, находился вниз по склону. Там, в подвале, расположенном ниже уровня улицы, в двух темных комнатах и началась история становления композитора. Отец зарабатывал деньги в качестве сторожа муниципального ломбарда, а мать и дочери работали швеями.

Биография Доницетти гласит, что в апреле 1806 года девятилетний Гаэтано поступает в Благотворительную хоровую школу для мальчиков, возглавлял которую немецкий музыкант и композитор Симон Майр, занимающий должность капельмейстера в церкви Санта-Мария-Маджоре в Бергамо с 1802 года. Майр всячески помогал юному музыканту, побуждая его посвятить себя профессиональной музыкальной карьере, и обеспечил стипендией. Проучившись 9 лет, Доницетти стал лучшим учеником школы. В 16 лет он в качестве певца выступал в Театре делла Сосьета, а также помогал учителю в церкви, подрабатывая там архивариусом.

В 1815 году Майр отправляет юного музыканта с рекомендательными письмами в Болонью. Здесь, в Болонском музыкальном лицее у падре Станислао Маттеи и продолжает свое обучение будущий композитор. В этот период Доницетти пишет несколько камерных и духовных произведений и 3 одноактные оперы, первой из которых была «Пигмалеон», которая ни разу не исполнялась при жизни композитора. В 1818 году после окончания учебы в возрасте двадцати лет Доницетти вернулся в Бергамо, так как в Болонье перспектив для карьеры не появилось.

Хотя Его отец надеялся, что сын станет церковным композитором, и Гаэтано сочинял огромное количество духовной музыки, его призванием был театр. В 1818 году впервые была поставлена опера «Энрико ди Боргонья» в Театре Сан-Лука в Венеции. Театр был настолько впечатлен этой работой, что сразу запросил еще несколько произведений. С этого момента началось восхождение юного композитора к вершинам славы и успеха. В 1821 году Доницетти пишет оперу «Зораида Гранадская» для нового театра Арджентина в Риме, ставшую еще более успешной, чем его предыдущие работы. Ведущий итальянский импресарио Доменико Барбая был очарован «Зораидой …» и знал, что Гаэтано сможет творить чудеса, если ему предоставить шанс, поэтому предложил молодому композитору сотрудничество.

В следующем году Доницетти переезжает в Неаполь, где проживет 16 лет. Его первой оперой, написанной на новом месте, была «Цыганка», вызвавшая восторженные отклики у публики. Ходили даже слухи, эта опера так понравилась Винченсо Беллини, что он каждый день наигрывал понравившиеся мелодии на своем клавесине.

В 1827 году Доницетти заключает новый контракт с Барбаем, по условию которого он должен написать четыре оперы в течение трех лет. Вдохновение композитора достигает своего апогея. Он пишет одновременно для Рима, Милана и Неаполя. В 1828 году появляется на свет «Алина, королева Голкондская», написанная для Театра Карло Феличе в Генуе. С 1828 по 1838 год Доницетти занимает должность директора королевских театров Неаполя. В этот период были написаны «Всемирный потоп» и «Римский изгнанник», имевший ошеломительный успех, и вскоре поставленный в «Ла Скала».

Самой успешной оперой стала «Анна Болейн», написанная в 1830 году, благодаря которой утвердилась репутация Доницетти, как одного из лучших оперных композиторов. Этот спектакль был также исполнен в Париже и Лондоне. В это время написано много драматических произведений, на которые оказала сильное влияний цензура. Убийство пяти персонажей в «Лукреция Борджиа» привело к ее запрету в Неаполе, и только в Милане спектакль был поставлен именно так, как задумал автор. В 1838 году, разочарованный цензорами Неаполя, Доницетти уезжает в Париж.

Композитор достигает мировой известности, его спектакли ставятся по всей Европе. Доницетти становится очень востребованным, получая множество различных предложений. В итоге он соглашается стать Хофкапеллмейстером и придворным композитором австрийского императора в Вене. В разгар своей карьеры Доницетти продолжает писать с невероятной скоростью, в отличии от Верди и Беллини, которые сочиняли меньше произведений после того, как достигли финансового благополучия.

В отличии от блистательной карьеры, личная жизнь композитора сложилась неудачно. 1 июня 1828 года Гаэтано женился на Вирджинии Васселли, сестре своего друга Антонио, с которой они познакомились еще в Риме, когда девушке было всего 13 лет. Спустя год совместной жизни, после тяжелой беременности, их первый ребенок Филиппо Франческо умер через двенадцать дней, еще двое детей тоже не выжили.

Следующим ударом стала смерть его родителей в 1830-х годах, но трагедии на этом не закончились. Через год после смерти его родителей ушла из жизни и Вирджиния. Доницетти, который уже страдал от сифилиса, передал болезнь своей жене. Сам Гаэтано десятилетиями страдал от недомоганий, головных болей и тошноты, но никогда не лечился, пока ему не был поставлен диагноз. Болезнь прогрессировала, что заставило музыканта прекратить работу. Последней оперой композитора, написанной в 1843 году, стал «Дон Себастьян».

В 1845 году Доницетти поражает паралич, за которым последовало быстрое слабоумие. Его племянник Андреа приехал в Париж в январе 1846 года и обнаружил, что его дядя иррационально и непредсказуемо ведет себя. Врачи советовали определить Доницетти в лечебницу, на что Андреа дал согласие. Через некоторое время друзья добились разрешения перевезти композитора на родину в Италию. В следующем году Доницетти был доставлен обратно в Бергамо, где в апреле 1848 года мир простился с великим музыкантом, написавшим свыше 65 опер всего за 32 года.

Творчество

Согласно биографии Доницетти, Гаэтано начал сочинять довольно рано, но его произведения, написанные в 1816 и 1817 годах, не исполнялись. Однако все изменилось после «Энрико ди Боргонья»- первого его спектакля, поставленного на сцене. Доницетти брался за сочинение всех видов опер, будь то комедии, лирико-драматические произведения и романтические мелодрамы. Успех в его карьере начался с постановки «Зораиды Гранатской», после которой импресарио Доменико Барбая заметил талант композитора и предложил ему написать несколько опер для театра Неаполя. Следующие восемь лет ознаменовались насыщенной театральной жизнью Доницетти, он писал для Рима, Милана и Неаполя одновременно. Спектакли по-разному оценивались публикой, но затем в 1830 году появился его первый шедевр - «Анна Болейн». Опера была исполнена в Милане, а Доницетти снискал мировую славу. Михаил Глинка, присутствовавший на премьере, по его словам «утопал в восторге». Все в Европе признали итальянского композитора. Вскоре появился «Любовный напиток», который также получил широкое признание публики. Затем последовала «Лючия ди Ламмермур», основанная на «Ламмермурской невесте» Вальтера Скотта. Именно «Лючия…» утвердила Доницетти ведущим композитором итальянской оперы - Россини к тому моменту отошел от музыкальной деятельности, а Беллини незадолго до премьеры скончался.

За свою карьеру Доницетти написал более 65 опер. «Лючию ди Ламмермур», «Любовный напиток», «Дон Паскуале», «Анну Болейн» и в наше время можно увидеть на сценах многих театров мира.

Помимо своих опер Доницетти создал большое количество других композиций. Его кантаты, симфонии, струнные квартеты и квинтеты, а также многочисленные фортепианные и вокальные произведения заняли достойное место в музыкальной истории.

После смерти композитора произведения Доницетти, к сожалению, постепенно начали забывать, но кто виноват? Конечно, изменение общественного вкуса и моды, оставляющие в стороне традицию бельканто, которую вытеснил более реалистичный стиль - веризм.

В 1957 году Мария Каллас с триумфом выступила в миланской «Ла Скала» в роли Анны Болейн, ознаменовав начало Ренессанса Доницетти. Вскоре, несколько величайших голосов современности, в том числе Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти вдохнули новую жизнь в забытые произведения маэстро.

P. S

Доницетти был одарен великолепной способностью сочинять за короткий промежуток времени. Его оперы были вдохновлены событиями собственной жизни и жизни вокруг него, в мелодиях произведений находили свое отражение переживания композитора. Хотя Беллини и Россини оказали на него сильное влияние, Доницетти удалось найти свой выразительный стиль композиции, который вдохновлял многих последующих итальянских композиторов, особенно Джузеппе Верди.

По материалам soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть