В его жизни нашлось место любви и ненависти, творчеству и кризису, добродетелям и порокам: «итальянский Моцарт» Джоаккино Россини - RadioVan.fm

Онлайн

В его жизни нашлось место любви и ненависти, творчеству и кризису, добродетелям и порокам: «итальянский Моцарт» Джоаккино Россини

2022-07-24 21:57 , Немного О..., 1616

В его жизни нашлось место любви и ненависти, творчеству и кризису, добродетелям и порокам: «итальянский Моцарт» Джоаккино Россини

Мэтр оперного искусства XIX столетия получил признание публики еще при жизни: каждое новое музыкальное творение воспринималось как совершенное воплощение мелодичности в контексте сложных драматических и «легковесных» комедийных сюжетов. Джоаккино Россини рукоплескала аристократия, дружбы с ним искали выдающиеся деятели искусства, монаршие особы лично приглашали его на светские рауты и выказывали расположение. В его жизни нашлось место любви и ненависти, творчеству и меланхоличному кризису, энтузиазму и апатии, добродетелям и порокам. Как тени создают объём, так и непримиримые внутренние противоречия помогли Россини создать музыку, ставшую знаковой для многих поколений приверженцев классицизма.

Краткая биография

Джоаккино Россини появился на свет 29 февраля 1792 года в небольшом портовом городке Пезаро. Именно это живописное местечко на берегу Адриатического моря стало пристанищем для странствующих музыкантов, коими являлись родители будущего композитора. Джузеппе Россини играл в оркестре на валторне, его супруга исполняла вокальные партии, обладая от природы чистым сопрано. Анна Гвидарини (в девичестве) не смогла получить должного музыкального образования, только врождённая способность разучивать на слух арии помогала ей удерживаться на позиции певицы провинциального театра.

Когда Джоаккино исполнилось семь лет, его отец оказался в тюрьме как политический заключённый: в неспокойное время перемен, когда Наполеон вторгся на территорию Италии, Джузеппе проявил себя как ярый революционер и сторонник оппозиции. Он поддерживал французского полководца, поэтому когда Австрия восстановила свои права в Северной Италии, мятежник и бунтарь оказался за решёткой, а его семья переехала в Болонью.

Получив свободу в 1800 году, Джузеппе вернулся к жене и сыну. В это время Анна активно, по мере возможностей, старалась развивать уже оформившийся вокальный талант своего ребёнка. Мальчик обучался композиции, брал уроки сольфеджио у религиозных наставников. В период 1800-1808 гг проявляются первые успехи ученика в создании произведений для хора и квартета.

В 18 лет Россини пишет свою первую оперу «Брачный вексель». Комическая зарисовка была написана в сжатые сроки, автор работал в Венеции по приглашению семейной пары, друзей своих родителей. По возвращении с Болонью Джоаккино уже смел надеяться на поступление новых заказов: его дебют имел огромный успех и ознаменовал появление нового имени на сцене итальянского оперного театра. Ожидания оправдались: Россини получает предложения и начинает писать произведения с невиданной лёгкостью и скоростью, что полностью отвечает потребностям жадной до новых премьер публики.

Настоящим триумфом обернулась постановка оперы «Севильский цирюльник», состоявшаяся в 1816 году в Риме. Композитор потратил 3 недели, чтобы создать произведение, прославившее его в веках и даровавшее титул «итальянского Моцарта». Сам композитор впоследствии заявлял, что для написания партитуры ему понадобилось 13 дней. Это был провокационный опыт: автор воспользовался произведением Пьера де Бомарше в качестве литературной основы, однако сюжет первой части трилогии о Фигаро уже был использован для написания оперы Джованни Паизиелло. Несмотря на то, что постановка имела место в далеком 1782 году, в музыкальных кругах помнили и высоко ценили эту оперу. Премьера новой интерпретации пера Россини ознаменовалась скандалом, и только второе исполнение завершилось овациями.

Уже через год Россини ясно осознал, что желает творить в более серьезном жанре, чем буфф. Его привлекала в большей степени героико-мифологическая направленность, исторические сюжеты, а также литературные картины, воплощающие истинную трагедию или драму. Результатом творческих экспериментов стали выдающиеся оперы «Отелло», «Моисей в Египте», «Магомет II». В 1820 году композитор приезжает в Вену и презентует австрийской богеме новую оперу «Зельмира». Её встречают с восторгом и благосклонностью.

Оставив Вену после двухгодичного пребывания, Россини отправляется во французскую столицу, затем — в Лондон. Повсеместное признание и успех дарует ему ощущение творческого удовлетворения и возможность писать музыку по вдохновению, а не в соответствии с жесткими временными рамками, обозначенными импресарио. Чуть больше полугода Джоаккино Россини провёл в британской столице. Он покинул Туманный Альбион летом 1824 года, приехал во Францию, чтобы оттуда отправиться в Болонью. Однако весьма выгодное в коммерческом плане предложение, поступившее от чиновника при королевском дворе, заставило его задержаться в Париже вплоть до 1836 г. В этот период Россини создал знаковое в своём творчестве произведение «Вильгельм Телль». Эта опера принесла композитору орден Почетного Легиона, награду от французского короля Карла X. Однако не это стало основным символом признания. Опера знаменовала своеобразную революцию в оперном искусстве, заключающуюся в создании разграничения образов и характеров с помощью музыкальных выразительных средств. Россини сумел «обрисовать» героев оперы посредством музыкальных партий, а не просто создал оркестровый аккомпанемент под существующее либретто.

По иронии судьбы, величайшее достижение Россини на оперной сцене («Вильгельм Телль» обладает сложной структурой и не подчиняется ранее признанным канонам) положило начало периоду депрессии. Причиной затяжной фазы творческого кризиса могло послужить категорическое неприятие изменений, происходивших в мире и искусстве. Россини позиционировал себя человеком далёким от политики. Ему было сложно принять, что некоторые сюжеты, воплощённые в классических произведениях, могут «не дойти» до слушателей по причине ограничений, наложенных полицейским надзором. С другой стороны, в искусстве происходило тоже немало изменений, сравнимых с революцией: классицизм постепенно уступал место романтизму, что для Россини означало тягостную необходимость менять стиль и подстраиваться под веяния времени. Почти 20 лет композитор прожил в родной Италии, занимался педагогической деятельностью. Он остался верен себе и личному мироощущению, продолжал совершенствоваться в понятном и близком для него классическом направлении.

В 1855 году Россини вернулся в Париж. Во французской столице он пользовался чрезвычайной популярностью, был желанным гостем на светских мероприятиях. «Бриллиант» итальянской оперы заслуженно почивал на лаврах, лишь время от времени становясь за дирижёрский пульт. Осенью 1868 года Джоаккино Россини скончался от затяжной болезни, связанной с патологией кишечника. В последний путь гения проводили с почестями: оркестр исполнял знаковые эпизоды из известных произведений, соответствующие по настроению траурному событию. Композитора похоронили в границах некрополя Пер-Лашез. Только в 1887 году прах перевезли во Флоренцию. Согласно завещанию мэтра, его огромное состояние досталось родному городу Пезаро с тем, чтобы средства в дальнейшем пошли на развитие учреждений музыкального образования, поддержку юных дарований.

Продолжение следует…

По материалам soundtimes

Лента

Рекомендуем посмотреть