1975 год. Председатель Госкино Армении Геворк Айрян в компании своих коллег только что просмотрел мультфильм молодого режиссера Роберта Саакянца «Лисья книга». Средневековые басни Вардана Айгекци и Мхитара Гоша в безумно сюрреалистической упаковке художника Ованнеса Дилакяна, в комплекте с рок-музыкой Давида Азаряна и песнями в исполнении Э. Макарян, А. Абраамяна и С. Сейраняна. Нужно решать, выйдет ли картина в прокат. В шоке от увиденного Айрян повернулся к присутствующим и спросил: «Кто-нибудь понял, что только что произошло на экране?» Директор киностудии «Арменфильм» Карен Калантар честно признался: «Я дважды смотрел и ничего не понял. Но спросил у самих ребят, они говорят, что это гениально». Немного подумав, Айрян вынес вердикт: «Я в свое время не хотел принимать «Цвет граната», а потом оказалось, что это Параджанов. Сейчас не приму это, потом окажется, что опять ошибся, и опозорюсь на всю жизнь».
30 августа 1950 года родился советский и армянский режиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств, народный артист Армении, а также художник мультипликационных фильмов, на которых выросло несколько поколений – Роберт Саакянц. Среди его работ отметим такие, как «Кикос», «Храбрый Назар», «Три синих-синих озера малинового цвета», «Кто расскажет небылицу?», «Ух ты, говорящая рыба!», «Ишь ты, Масленица!», «В синем море, в белой пене», «Урок», «Лилит», Непобедимый», «Сказка про снежного человечка Дарбульку», «Как медвежата кита кормили» и многие другие.
С юных лет будущий мультипликатор проявлял интерес к старинным армянским рассказам и целыми днями рисовал необычные картинки с непростыми персонажами. Роберт, или сокращённо Роб, как его называли друзья, обладал необычной внешностью: красивый, сильный, свободомыслящий и весёлый, словно герой из армянских сказок.
«Он был невероятно умен, разговаривал внушительно, лицо выражало продолжение мысли, а недоговоренное дополняли глаза», - рассказывал друг режиссёра, Юрий Норштейн.
В 1964 году переехав с семьёй в Ереван, юный Роберт Саакянц начал работу в киностудии «Арменфильм». Таким образом, армянская мультипликация нашла своего самого яркого представителя, а Саакянц — работу и страсть на всю жизнь благодаря случаю. В конце 1960-х Валентин Подпомогов занимался восстановлением мультипликационной мастерской «Арменфильма», основанной Львом Атамановым в 1937-м. Юного Роба попросила попробовать силы в этом деле мама, увидевшая в газете объявление о наборе молодых художников. Она давно заметила талант сына к рисованию и творчеству вообще, хотя сам он себя в искусстве не представлял. Без особых претензий, так, для галочки, Роб пошел в студию. Когда ему дали задание нарисовать дома лошадь и вернуться через пару дней, тот ответил: «Лучше уж я прямо здесь нарисую, а то вы еще не поверите, что это я». Роб изобразил бегущего коня в разных позах, как это принято в анимации. Тогда и прозвучала ставшая позже знаменитой фраза: «Из этого хиппи получится великий мультипликатор».
Саакянц действительно был из так называемых советских хиппи. То есть носил длинные волосы и бороду, слушал почти запретную рок-музыку. Но при этом был против образа жизни западных хиппарей, которые принимали наркотики и всячески поощряли свободную любовь. Он вовремя возвращался домой, не убегал из семьи в сомнительные коммуны, работал и считал истинным хиппи именно себя, а не «детей цветов». Что же до мультипликации, то, получив добро у руководителей студии, Саакянц прошел стажировку в Москве и вернулся в Ереван, где стал мультипликатором на «Арменфильме». Вскоре выдался случай для дебюта. Нужно было снимать фильм «Лилит» на основе армянской средневековой миниатюры и музыки Тиграна Мансуряна. Режиссер Ара Вауни, человек не особо ответственный, вжившийся в роль «богемного художника», к своим обязанностям так и не приступил, и через пять месяцев его уволили. Проект доверили Робу, который с заданием справился успешно. Кстати, «Лилит» стала первой совместной работой Роба и его жены Людмилы. В мультстудию Люля, как ее называл Роб, пришла вслед за мужем и проработала бок о бок с ним несколько десятилетий.
Роберт Саакянц с супругой Людмилой на «Арменфильме»
За «Лилит» последовала вышеупомянутая «Лисья книга». Идея снять фильм на основе средневековых басен возникла у Саакянца, когда пришло время делать первый авторский проект. Молодой режиссер уже собирался приступить к работе над «Лисьей книгой», когда недоброжелатели развернули против него целую кампанию и фактически отобрали сценарий. Но позже все другие кандидаты отказались от сценария — просто не понимали, как такое можно реализовать. И дирекция была вынуждена вновь обратиться к Саакянцу. Роб и его соавторы — художник Овик Дилакян и композитор Давид Азарян, — не питая особых иллюзий относительно будущего, решили эффектно попрощаться и громко хлопнуть дверью, создав ни много ни мало рок-оперу в анимации. И все же эта работа была принята!
И хотя до широкого проката картина так и не дошла, Саакянц стал одним из самых значимых авторов советской мультипликации, а сам фильм — первым воплощением уникального саакянцевского стиля, которому впоследствии стали подражать многие советские мультипликаторы. Несколько лет спустя после выхода «Лисьей книги» Александр Татарский скажет, что его легендарная «Пластилиновая ворона» не что иное, как «плагиат творчества Роба».
Сам Саакянц об этой своей работе высказался так:
«Я вообще не художник и не творец. Я ни в чём себя не напрягаю. Я – излагаю. Я – болтаю. Я – треплюсь. Жизнь короткая, и надо оттрепаться на все темы. И я треплюсь - картинками! Движущимися картинками. Я не рассматриваю это как художественное произведение, созданное исключительно для «Оскара» или Лувра. Это - мнение, которым я поделился».
Есть и такая история. Когда в Армению приехал Уильям Сароян, в его культурную программу входило посещение «Арменфильма». В киностудии специально для высокого гостя показали какой-то фильм. Через некоторое время заскучавший Сароян решил незаметно уйти с просмотра. Дабы чем-то заинтересовать великого писателя, решили показать ему «Лисью книгу». Картина закончилась, и собравшиеся удивленно посмотрели на Сарояна, который, вскочив, зааплодировал и крикнул: «Что же вы мне сразу это не показали?!» Кто-то из свидетелей этой сцены сразу побежал в мультстудию, чтобы рассказать о случившемся Саакянцу. Тот выслушал, не отрываясь от работы, и спокойно произнес: «Значит, нормальный человек».
Затем очередным громом среди ясного советского мультнеба стала сюрреалистическая музыкальная история по мотивам произведений Хачатура Абовяна «Охотники». Экранизация Абовяна имела такой же сногсшибательный эффект — Федор Хитрук назвал ее бомбой. Но и эта картина не добралась до широкого проката.
«Он пришел в армянскую мультипликацию и перевернул все вверх дном, а потом, подобно дуновению ветра армянских гор, поставил все на место», - продолжал рассказывать Норштейн.
Но трудности сопровождали его в работе всегда. Даже после триумфа «Лисьей книги». Однажды, после просмотра уморительнейшего «Кикоса» — экранизации знаменитой Туманяновской сказки — тогдашний председатель Госкино Армении Рафаэль Самсонов вызвал к себе Роба и сказал, что у того нет ни капли чувства юмора и что надо бы ему передохнуть.
Фактически это был запрет на режиссерскую деятельность. Но сразу после этого вдруг пришла новость: Гостелерадио предлагает Армении, в числе других союзных республик, снять мультипликационные фильмы для цикла национальных сказок народов СССР. Последующие пять картин по мотивам армянских сказок были созданы в рамках этого цикла. Первым вышел «Храбрый Назар». Теперь на Роба набросились за то, что он «испортил великое творение великого Туманяна». И даже томик с биографией писателя, где говорилось о том, что когда-то самого Туманяна гнобили за «испорченную народную сказку», который Саакянц цитировал своим недоброжелателям, не помогал. Момент, когда Роб решит уйти из «Арменфильма» и начнет новый путь в собственной студии, настанет через несколько лет…
«В искусстве нужно проявить индивидуальность, иначе о тебе не заговорят», - говорил Саакянц в одном из интервью.
Мультфильмы Саакянца вошли в золотой фонд анимации Совестного Союза, которые до сих пор популярны на телевидении. В 1987 году Саакянц был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств, в 2008 году стал Народным артистом Армении, а год спустя его не стало….
В публикации использованы материалы из статьи А. Егиазаряна «Роберт Саакянц — история без конца», imyerevan.