Лев Атаманов (Левон Атамян) – один из основателей советской мультипликации, создатель мультипликационных фильмов – «Аленький цветочек», «Золотая антилопа». Зачинатель армянской мультипликации. Минутка Истории - RadioVan.fm

Онлайн

Лев Атаманов (Левон Атамян) – один из основателей советской мультипликации, создатель мультипликационных фильмов – «Аленький цветочек», «Золотая антилопа». Зачинатель армянской мультипликации. Минутка Истории

2019-05-19 20:32 , Минутка истории, 9011

Лев Атаманов (Левон Атамян) – один из основателей советской мультипликации, создатель мультипликационных фильмов – «Аленький цветочек», «Золотая антилопа». Зачинатель армянской мультипликации. Минутка Истории

"Самый разноликий режиссер в мире" - так охарактеризовали Льва Константиновича Атаманова в одном старом интервью. Примерно 50-летняя мультипликационная карьера героя сегодняшней заметки охватывает три основных периода в истории советской анимации: довоенный (30-40-е), послевоенный (конец 40-х - 50-е), период обновления советской анимации и расцвета авторского направления (60-70-е). В каждом периоде Лев Атаманов отметился своими шедеврами мультипликации. Почему он "разноликий" - потому что анимационный стиль у него менялся несколько раз в зависимости от веяний времени: от до- и околодиснеевского стиля до авторских экспериментов, напоминающих стиль Загребской школы. Большое разнообразие графических стилей у Атаманова можно наблюдать в 60-70-е годы. При этом самыми известными творениями мультипликатора являются классические фильмы 50-х годов - "Аленький цветочек", "Золотая антилопа", "Снежная королева", которые длятся от 30 минут до часа. Это "золотой фонд" советской анимации. В тени же остаются более поздние 10-20-минутные короткометражки, достойные особого внимания.

Лев Атаманов происходил из семьи обосновавшихся в Москве армянских интеллигентов. Ему шел 21 год, когда он окончил Первую государственную киношколу, в мастерской Л. Кулешова. Основоположник стал и зачинателем советской рисованной мультипликации. Особенно поражало в нем отсутствие на лице видимых мук творчества: многим он казался человеком легкомысленным, хотя мало кто догадывался о сложности его состояния. Роза Зельма вспоминает: «Это был гениальный организатор, который все держал в своих руках. Он видел фильм целиком, все просчитывал вперед. И я думаю, чтю самые большие проблемы он решал наедине с собой, где-то за пределами студии».

Льва Атаманова можно назвать одним из первых деятелей кино и мультипликации в Советском Союзе. Ученик кинематографиста другого Льва - Кулешова - Лев Атаманов в 20-е годы работает в организации "Межрабпомфильм", а с 30-х годов начинает самостоятельно делать мультфильмы. В то время многие вещи приходилось изобретать с нуля, с оглядкой на успешный опыт американской анимации, и у наших аниматоров это неплохо получалось. В 30-е были популярны мульт-агитки - трюковые черно-белые мультфильмы, в комедийной форме пропагандирующие различные актуальные идеи. У Атаманова таковым был мультик "Улица поперек" (1931), созданный совместно с Владимиром Сутеевым. Цель фильма - пропаганда безопасности уличного движения, в то же время это отличный развлекательный мультик с высокой концентрацией трюков.

Многие мультфильмы того времени не сохранились - это был интереснейший пласт ранней советской анимации. В 1936 году происходит историческое событие - создание "Союзмультфильма", в составе которого было бы логичным увидеть Атаманова, однако Лев Константинович, чьи предки были ростовскими армянами, по семейным причинам переезжает в Армению, где активно участвует в зарождении местной анимации и становится одним из создателей первой в Армении мультипликационной мастерской. В 1938 году Атаманов снимает первый армянский мультфильм - "Пес и кот", по сказке Ованеса Туманяна, который уже известен нам тем, что позже вдохновил своими произведениями другого армянского аниматора Роберта Саакянца на создание нескольких шедевров.

Известно, что Лев Атаманов - участник Великой Отечественной, но подробностей из военного периода биографии мне найти не удалось. После войны Атаманов продолжает работать в Армении, создает в 1948 году 40-минутный "Волшебный ковер" по восточной сказке, а в следующем году перебирается, наконец, в "Союзмультфильм". В 50-е годы Лев Атаманов прославился сказочными мультфильмами "Аленький цветочек" (1952), "Золотая антилопа" (1954), "Снежная королева" (1957), в которых использовалась техника "эклер", когда живого актера снимали на пленку, потом изображение переносили на целлулоид.

В ходе работы над своими фильмами Лев Атаманов очень часто прибегал к мобилизации «армянского ресурса». Причем не щадил никого: чтобы озвучивать раджу в фильме «Золотая антилопа» великому режиссеру Рубену Симонову пришлось одеться в костюм этого алчного персонажа (с тюрбаном, поясом — все как полагается). Образ снимали в технике «эклер»: сначала на пленку, потом кадр за кадром переводили в рисованное изображение. Пользовались актерской игрой, в результате чего, стараниями в том числе и Рубена Симонова, раджа «Золотой антилопы» до сих пор считается колоритнейшей фигурой мировой мультипликации. Музыку к «Снежной королеве» напишет Артемий Айвазян, а к отснятому двумя годами раньше фильму «Пес и кот» — Карен Хачатурян. Картина — кстати, именно здесь Рубен Симонов впервые выступил в необычной для себя роли озвучивателя — снята в 1955 году по сказке классика армянской литературы Ованеса Туманяна на ереванской студии: Лев Атаманов несколько лет жил в Ереване и снял на Родине еще один фильм — «Волшебный ковер».

Таким образом достигалась реалистичность и приятная плавность изображения, правда, страдала динамика - все-таки в реальной жизни люди двигаются не так быстро и резко, как мультяшки. Вот что говорил Атаманов об этой технике: "Эклер" - метод, осуждаемый многими, на мой взгляд, когда его разумно использовали, обогатил мультипликацию, поднял общую культуру движения, придал разнообразие пластики".

В тот же период Лев Атаманов создает несколько более коротких мультиков в традиционной рисованной технике, очень красочной и максимально комфортной для восприятия. "Желтый аист" (1950) - по старинной китайской сказке.

"Пес и кот" (1955) - цветной римейк вышеупомянутого одноименного мультика. Все персонажи - животные.

"Похитители красок" (1959) - своеобразный детский триллер о противостоянии черных и цветных красок в магазине игрушек. Присутствуют впечатляющие сцены разрушений.

В середине 50-х начинается Оттепель, сначала в игровом кино, потом и в анимации режиссеры всё чаще отходят от традиционных форм и больше экспериментируют .

"Все вдруг начали безудержно пробовать и экспериментировать, - рассказывает Лев Атаманов. - Я не остался в стороне". Свои лучшие работы Атаманов создал начиная примерно с середины 1960-х. В них мы видим разнообразие графических стилей, множество оригинальных находок, а также намеков на злободневные проблемы. Это уже не чисто детские мультики, но и "фильмами строго для взрослых" их назвать нельзя. Они мне нравятся больше, чем классические хиты 50-х, которые хоть и сделаны на высочайшем уровне, но сейчас кажутся тяжеловесными, предсказуемыми - им не хватает доли безумия, спонтанности, чего предостаточно в советской анимации 60-80-х годов. И здорово, что такой выдающийся классик, как Лев Атаманов, без серьезных душевных колебаний присоединился к новому поколению аниматоров.

В 60-70-е Лев Атаманов выпустил более десятка замечательных мультиков, среди которых, близкий по стилистике к Загребской школе, м/ф "Букет" (1966) показывает забавную историю мужа, пытающегося избавиться от букета, предназначенного для любовницы. Здесь деликатно поднимается проблема супружеской неверности, которая разрешается хэппи-эндом.

Позже Лев Атаманов сделал два мультика по рисункам датского художника Херлуфа Бидструпа: карикатурную "Скамейку" (1967) и антивоенную агитку "Это в наших силах" (1970).

Между ними был выпущен романтичный мультик "Балерина на корабле" (1969), выполненный в нежном "морском" графическом стиле.

Сатирическая зарисовка "Выше голову!" (1972) - опять что-то близкое к загребскому стилю. Сюжет мультфильма напоминает историю "напарников" в известной комедии Гайдая про Шурика.

В 1973 году Атаманов пробует себя в фантастическом жанре, создавая футуристические "Новеллы о космосе".

Главным шедевром режиссера - прекрасный ностальгический мультфильм "Я вспоминаю" (1975) о судьбе циркового артиста.

"Я вспоминаю" отлично подходит как красивое завершение долгого и плодотворного творческого пути, однако Лев Атаманов последние годы жизни посвятил циклу "Котенок по имени Гав", для которого успел сделать 4 мультфильма. Пятый выпуск был сделан уже после смерти режиссера...

Ему было за 60, а он любил вприпрыжку, совсем как двадцатилетний выпускник Первой государственной киношколы, спускаться по лестницам союзмультфильмовской студии. Он удивлял многих, в том числе и маститых американских коллег: разумеется, не столько спуском в фойе, сколько подъемом в искусстве. Именно Атаманову принадлежат самые красивые советские мультфильмы. И еще: специалисты продолжают утверждать, что до сих пор нет режиссера, способного конкурировать с ним на предмет «кадровой» передачи качеств любви, дружбы, преданности. Таким же преданным он был и в жизни.

Материал подготовила: Марина Галоян

Лента

Рекомендуем посмотреть