Его имя было предано забвению, а картины приписывались другим мастерам: Маттиас Грюневальд – один из самых загадочных художников в истории европейского искусства - RadioVan.fm

Онлайн

Его имя было предано забвению, а картины приписывались другим мастерам: Маттиас Грюневальд – один из самых загадочных художников в истории европейского искусства

2022-05-25 19:54 , Немного О..., 1922

Его имя было предано забвению, а картины приписывались другим мастерам: Маттиас Грюневальд – один из самых загадочных художников в истории европейского искусства

Родившийся примерно в 1470 году под именем Готхарт Нитхардт, Маттиас Грюневальд отличался от своих современников тем, что создавал шедевры, напоминающие средневековое искусство Центральной Европы, а не более модный классицизм, господствовавший в эпоху Возрождения.

Он писал картины на религиозную тематику, считается одним из наиболее ярких художников своего времени, сумевшим как никто другой передать возвышенный мистицизм и трагизм эпохи. В настоящее время сохранилось не более десяти произведений живописца, среди них наиболее знаменитая работа – «Изенгеймский алтарь».

Изенгеймский алтарь в экспозиции музея Унтерлинден в Кольмаре

Пожалуй, художник Маттиас Грюневальд является одним из самых таинственных и загадочных в истории европейского искусства. Его имя на протяжении нескольких столетий было предано полному забвению, и лишь в конце XIX века совершенно случайно открыто вновь. О мастерстве и таланте этого художника красноречиво свидетельствует тот факт, что долгие годы авторство части картин Маттиаса Грюневальда приписывали гениальному Альбрехту Дюреру. Чуть более ста лет тому назад сведения о нем были опубликованы в одной из книг по истории живописи, при этом живописцу снова «не повезло» и автор ошибочно наградил его именем другого малоизвестного художника. Таким образом Готхарт Нитхарт вошел в историю под именем Маттиаса Грюневальда.

После нескольких веков полного забвения творчество Грюневальда стало источником вдохновения для экспрессионистов, которые во второй половине XIX века помогли этому мастеру занять достойное место в пантеоне величайших художников Германии. Буквально по крупицам удалось собрать скудные факты, благодаря которым в общих чертах стала известна биография мастера.

Первым документом, подтверждающим существование художника Маттиаса Грюневальда, стала найденная в архивах расписка о том, что он получил деньги за выполненный заказ. В этом документе впервые упоминается и его настоящее имя – Матис Нитхарт, родом из Вюрцбурга. О родителях живописцах и о его наставниках не известно ничего. Точно установленным является лишь тот факт, что в 1504 году художнику Грюневальду было выплачено вознаграждение майнцким архиепископом за оформление резиденции. Известно также, что за преданную службу при дворе архиепископа живописцу был дарован дворянский титул.

Несмотря на долгие годы службы при дворе у влиятельной особы, имя художника было полностью забыто, а его творческое наследие либо погибло, либо приписывалось другим мастерам. До наших дней сохранилось крайне мало картин Маттиаса Грюневальда. Большинство дошедших до нас работ – это фрагменты алтарных композиций, многостворчатые алтари, несколько картин, а также несколько десятков рисунков. Художник Грюневальд является автором известного полотна «Поругание Христа», хранящегося в Мюнхенской пинакотеке. На этой картине изображен Спаситель, кротко сносящий оскорбления своих стражников. Этот сюжет был чрезвычайно редок в Средневековой живописи. Мастеру удалось создать динамичную композицию, живо передающую чувства всех героев этого евангельского сюжета.

Маттиас Грюневальд. Поругание Христа, 1503г

Самым знаменитым и значимым произведением художника Маттиаса Грюневальда, сохранившимся до наших дней, считается Изенгеймский алтарь. Точная дата создания шедевра не известна, предполагается, что живописец мог создать его между 1505 и 1515 годами. Алтарь был создан по заказу монашеского ордена антонитов. Это произведение пережило множество драматических войн и революций и, в отличие от других работ Грюневальда, чудесным образом сохранилось почти нетронутым.

Изенгеймский алтарь. 1512-1516гг

Еще одно прекрасно сохранившееся полотно, автором которого является художник Маттиас Грюневальд – «Встреча святого Эразма и святого Маврикия». Маврикий является покровителем Галле, в городе также хранились мощи св. Эразма. Полотно выполнено с удивительным мастерством, его отличает тонкое чувство цвета и многомерность композиции.

Маттиас Грюневальд. Встреча св. Эразма и св. Маврикия, 1517-1523гг

Среди картин таинственного Маттиаса Грюневальда необычная судьба была уготована еще одному шедевру, «Штуппахской мадонне». Эту картину долгие годы приписывали другому выдающемуся художнику, Питеру Паулю Рубенсу, и лишь относительно недавно было установлено настоящее авторство.

Маттиас Грюневальд. Штуппахская мадонна (Ашаффенбургский алтарь). 1517-1519

Его искусство пронизано глубочайшей человечностью, живым состраданием к человеческим мукам, неисчислимым страданиям, которые он видел кругом. На его глазах прошло восстание «Башмака», Великая Крестьянская война, Реформация — первая революция в Европе, потрясшая сознание людей и весь феодальный мир, и вместе с тем он стал свидетелем кровавых расправ с восставшим людом.

Даже его личная жизнь была далеко несчастной. Его жену поместили в психиатрическую лечебницу из-за «одержимости демонами». Сам же художник, скорее всего, страдал депрессией. Ситуация усугубилась, когда он впал в нищету, покинув Изенхайм до того, как ему заплатили за его великолепный алтарный образ. Многие учёные и историки сходятся во мнении, что Грюневальд был беден и одинок, тем самым не оставив после себя ни семьи, ни школы, ни мастерской.

P. S.

Наделённый в высшей степени восприимчивой душой, Грюневальд вслед за Босхом поставил в своём искусстве проблему подлинной трагедии жизни благородной и честной души человека, подвергаемого преследованиям и оскорблениям в жестоком, озверевшем мире.

В публикации использованы материалы artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть