История архитектурного шедевра: в мемориальном комплексе «Сардарапат» увековечен воинский дух и неукротимая воля к победе, проявленные армянским народом - RadioVan.fm

Онлайн

История архитектурного шедевра: в мемориальном комплексе «Сардарапат» увековечен воинский дух и неукротимая воля к победе, проявленные армянским народом

2022-05-25 19:47 , История Одного Шедевра, 2017

История архитектурного шедевра: в мемориальном комплексе «Сардарапат» увековечен воинский дух и неукротимая воля к победе, проявленные армянским народом

В 1918 году колокола, звонившие по всей стране, возвестили о начале войны, которая впоследствии дала рождение первой Республике Армения. За день до Сардарапатского сражения, когда турки были уже близко к Сардарапату, Арам Манукян и генерал Силикян пришли к главе Армянской Апостольской церкви католикосу Геворгу V, чтобы отвезти его в Бюракан ради безопасности. Он отказался ехать и сказал, что глава Армянской Церкви никогда не будет прятаться, и вошел в главную церковь, чтобы помолиться. Говорят, что в своих молитвах он просил о чуде, а также о защите армянской армии. Затем он попросил Арама Манукяна и других передать армянской армии, что он останется в Эчмиадзине, и если они не защитят Эчмиадзин, они найдут его там мертвым.

Католикос велел звонить в колокола во всех церквях, и одна за другой церкви присоединялись к колокольному звону, пока он не достиг всех уголков страны. Таким образом, он призывал местных жителей готовиться к войне. Так началось Сардарапатское сражение.

Католикос Геворг V Суренянц благословляет отряд добровольцев, 1918 год

Так, 28 мая 1918 года армянские регулярные воинские части и ополченцы под Сардарапатом одержали одну из самых важных побед в истории современной Армении.

Сардарападское сражение наряду с происходившими в это же время Караклисским и Башапаранским сражениями, стало одной из самых блестящих страниц истории освободительной борьбы армянского народа. Эта победа ознаменовала восстановление армянской государственности на территории Армении, образование Армянской республики 28 мая 1918 года.

В ознаменование победы, одержанной армянским народом в Сардарападском сражении, был сооружен мемориальный комплекс.Расположен он в Армении, у села Аракс, в 10 км от города Армавир. (В 1918 году Армавир носил имя Сардарапат, от которого и получило своё название сражение и, соответственно, мемориал). Торжественное открытие комплекса состоялось 25 мая 1968 года и было приурочено к празднованию 50-летнего юбилея победы армянского народа в Сардарапатском сражении.

Мемориал был создан авторским коллективом выдающихся деятелей культуры и искусства Армении: архитектором Рафаелом Исраеляном и скульпторами Аршамом Шагиняном, Самвелом Манасяном и Ара Арутюняном. Сегодня рассказываем историю создания знаменитого мемориала.

Рафаел Исраелян и Ара Арутюнян

Принятие решения о строительстве

В канун 50-летия двух исторических событий — геноцида армян (1915) и победы в Сардарапатском сражении (1918) — уже с 1962 года подготавливались соответствующие документы и обоснования, позволяющие добиться разрешения проведения празднеств и постройки памятника, первоначально указанного как «монумент в память о погибших армянах в Первой мировой войне». Автором инициативы был первый секретарь ЦК КП Армении Яков Заробян, который в частности указывал на заинтересованность в увековечении исторических событий в армянской диаспоре, образовавшейся после геноцида 1915 года. Спустя два года, в 1964 году, докладная Якова Заробяна была отправлена в ЦК КПСС. Удивительно, но Москва дала своё согласие.

Яков Заробян

По ходу подготовки документов и обоснований сформировалась идея создания памятника Сардарапатской битве и претворения её в жизнь, инициатором которой выступил первый секретарь Октемберянского райкома партии Владимир Дарбинян. Было сделано всё необходимое, включая изыскание средств на финансирование, чтобы в 1965 году были начаты работы над проектом по созданию памятника. В 1966 году произошла смена руководства Армении: Якова Заробяна сменил Антон Кочинян, при котором, под кураторством Владимира Дарбиняна, и было осуществлено строительство мемориала.

Авторы

К проектированию мемориала были привлечены уже известные на тот момент скульпторы Самвел Манасян и Аршам Шагинян. А архитектором проекта был назначен Рафаел Исраелян, пригласивший, в свою очередь, скульптора Ара Арутюняна.

Самвел Манасян

Авторы смогли интегрировать историю, скульптуру, архитектуру и многовековую национальную культуру, придав тем самым мемориалу не только историческую, но и культурную значимость. Год спустя Мемориальный комплекс «Сардарапат» был выдвинут на соискание Государственной премии СССР.

Аршам Шагинян

Позже скульптор Аршам Шагинян вспоминал:

«… Не могу забыть, как мы день и ночь работали над эскизами, работали над моделями. Не покидали территорию мемориала, оставались со строителями. Делали всё, чтобы памятник удался и чтобы работа была завершена к сроку».

Мемориал

Мемориал состоит из самостоятельных архитектурно-скульптурных композиций, связанных в единый комплекс, передающий исторические ценности армянского народа, роль и значимость одержанной победы.

Два гигантских крылатых быка, символизирующих титаническую силу армянского народа, стоят у входа на площадь, где стоит каменная колокольня высотой 35 метров. Цветочная аллея с каменными орлами проходит от Стены Победы, символизирующей дух героев Сардарапата. От центра Стены Победы открывается вид на величественную гору Арарат – молчаливого свидетеля героического прошлого армянского народа.

Интересно, что в основу проекта памятника авторами был заложен принцип, установленный ещё со времён принятия христианства в Армении: «Только бог может создавать трёхмерные образы, а человеку подобает это делать только на плоскости». Эта установка красной нитью проходит через всю христианскую историю армянского зодчества и, проявляется в искусстве и архитектуре, хачкарах и церквях. Авторами были использованы также символика, сакральные и мифологические образы как древней, так и современной Армении. Комплекс сооружён в основном из красного армавирского туфа.

В первоначальную версию проекта была включена стела, стилизованная в виде обоюдоострого меча, но в дальнейшем её было решено заменить на устремлённую вверх, изящную колокольню-звонницу.

В пользу возведения колокольни немалую роль сыграли реальные события, имевшие место в канун битвы. Когда Его Святейшеству Георгу V предложили покинуть Св. Эчмиадзин и эвакуироваться в монастырь на Севанском острове, он, выйдя к собравшемуся во дворе Кафедрального собора народу, заявил:

«Я не предам матерь наших церквей, завещанную нам святыми предками. Я не покину очаг Армянской Апостольской Церкви. Если армянское воинство и сам армянский народ не смогут остановить наступление врага, если будут не в силах спасти наши святыни, тогда я готов погибнуть прямо здесь, у порога нашего храма, как ваш духовный владыка, имея над собой благословение Господне. А если и в самом деле пришел конец, отчего не принять его с честью и отвагой, не пресмыкаясь перед заклятым врагом!».

И сегодня при торжественных мероприятиях звонят колокола.

По левую сторону от колокольной площади начинается широкая аллея орлов-героев, которая ведёт к центральной композиции памятника — мемориальной Стене победы. По правой стороне аллеи в едином ряду размещены скульптуры пяти шестиметровых величественных орлов с гордо поднятыми головами и зорким, устремлённым вдаль взором.

Архитектор Рафаел Исраелян вспоминал:

«В процессе работы мы почувствовали, что только слов недостаточно, не хватает силы. Возвели орлов — воинов, которые принесли победу. Их души направлены к людям — мы есть, мы с вами, мы среди вас».

Интересный факт: первоначально, согласно проекту, орлы были обращены лицами в сторону южной границы Армении с Турцией. Однако после официального протеста турецких властей советское правительство поручило авторам повернуть орлов в сторону армянской территории.

Скульптор Ара Арутюнян писал:

« … в мемориале увековечен воинский дух и неукротимая воля к победе, проявленные армянским народом в битве с турецкой армией».

Памятная Стена победы имеет высоту в центре 7 метров, по краям — 9 метров, и ширину 55 метров. В центральной части стены расположен проход-арка, который визуально объединяет саму Стену победы и аллею орлов-героев с аллеей, ведущей к музею и остальным сооружениям комплекса, связывает их воедино, подчёркивая единство скульптуры и архитектуры мемориала.

Скульптурная композиция стены выполнена полностью в барельефной технике. Аллегории и символика, использованная скульпторами на внутренней, вогнутой стороне стены, символизируют исторический путь, пройденный армянским народом от его рождения до становления современной Армении, её независимости, мирного и созидательного труда. Скульптурную композицию дополняет не знающее покоя, волнующееся море — символ времени, на волнах которого происходят события, увековеченные авторами на Стене памяти. На их фоне, на большей части стены, запечатлены барельефы крылатых огнедышащих небесных коней-пегасов, растаптывающих змея-дракона, символизируя борьбу добрых и злых сил.

Часть стены оставлена свободной от скульптурных образов, как чистый лист, символизируя продолжение исторического пути Армении.

Проходя сквозь центральную арку в стене, аллея доходит до здания музея национально-освободительного движения, построенного по проекту архитектора Р. Исраеляна. Музей был переименован в дальнейшем в Государственный музей этнографии и национально-освободительного движения Армении «Сардарапат». Здесь собраны различные документы, фотографии, воспоминания участников, военные и гражданские принадлежности времён Сардарапатского сражения. Одновременно это сооружение является главным государственным музеем этнографии и национально-освободительного движения Армении и представляет собой обладающий богатой экспозицией образовательный и научно-культурный комплекс по сбору, изучению и популяризации исторического наследия армянского народа с древнейших времен до наших дней.

На территории комплекса, непосредственно перед входом в музей, установлен менгир — вишап, имеющий форму высокого каменного изваяния, являющийся одним из древних свидетелей истории Армении.

Интересный факт: к повторению символической тематики мемориального комплекса обращаются многие организации и деятели искусств, она часто используется в культурных, образовательных, печатных и других мультимедийных изданиях. К примеру, одна из уменьшённых моделей фрагмента мемориала установлена у входа в центр Сурена и Вирджинии Фесчян, другая — на площади Республики Армения в аргентинском городе Кордове. Инициатива его установления принадлежит Институту геополитических исследований и муниципалитету Кордобы.

Монумент в честь Сардарапатского сражения, площадь Республики Армения, Кордоба

Памятник, посвященный Сардарапатскому сражению у входа в центр Сурена и Вирджинии Фесчян. Автор – М. Гридян

Лента

Рекомендуем посмотреть