Он был обаятельным, улыбчивым человеком, которого публика любила на протяжении всего его творческого пути, начавшегося с того дня, когда он совсем еще юношей стал солистом балетной труппы Театра им.А.Спендиарова. Само совосочетание «армянский танец» в танцевальном искусстве Армении связано с именем Вануша Ханамиряна
Вануш Ханамирян (1927-2011) исполнял ведущие партии во всех балетных спектаклях театра: армянских и классических. Зритель подчас шел именно на Вануша. Его вулканическая энергия, артистизм, отточенное мастерство позволили создать такие сложные образы, как Спартак, Давид Сасунский и многие другие. Не случайно, увидев Спартака-Вануша, Арам Хачатурян не сдержал эмоций: «Именно таким я представлял Спартака, создавая свой балет!» Такое мнение дорогого стоит. Это высшее признание мастерства артиста автором, который был крайне скуп на похвалу.
Вануш Ханамирян в роли Спартака из одноименного балета Арама Хачатуряна
А на премьере балета «Сасунци Давид» скульптор Ерванд Кочар нашел живое воплощение своей идеи в образе выступившего в заглавной партии молодого артиста Вануша Ханамиряна. Он был настолько заворожен мастерством танцора, что пригласил того в свою мастерскую на «роль натурщика» для своего самого известного творения – статуи Давида Сасунского, впоследствии ставшей символом Еревана.
На сцене театра Вануш Ханамирян выступал много лет, на его счету более 30 спектаклей, в каждом из которых он выкладывался сполна. Карьера балетного артиста, к тому же солиста, не слишком длинна, и Вануш Ханамирян уступил сцену следующему поколению.
В это время творческая судьба артиста совершила резкий поворот. В 1968 году ему предложили стать художественным руководителем Госансамбля танца Армении. К тому времени это был вполне состоявшийся коллектив, имевший богатую гастрольную географию. Ансамбль танца был гордостью армянской культуры и в значительной степени ее брендом. Ханамиряну предстоял нелегкий выбор, ведь практически совсем не просто, будучи высококлассным балетным артистом, в одночасье заняться народным танцем. Но жребий был брошен.
Именно Вануш Ханамирян довел армянское танцевальное искусство до новой высоты и представил его во всем мире.
«Папа с детства любил танцевать, рассказывают, как мальчишкой он лихо отплясывал лезгинку во дворе по просьбе соседей, — рассказывала дочь артиста Гаяне Ханамирян. — Да, он долго колебался – предложение было неожиданным, — потом все же согласился. Коллектив принял его настороженно, думали, справится или нет. С первого же дня он, не боюсь сказать, жил своим новым делом. Взялся за хореографию, вносил классические элементы в народный танец. Пересмотрел и обогатил репертуар. Новые танцы требовали соответствующих костюмов, и он подолгу с художниками обсуждал эскизы. Конечно, папе было нелегко, но, я думаю, он преодолел все трудности. Его постановки пришлись по душе и артистам, и зрителям. Домой он приходил после занятий и выступлений измученным, но бесконечно счастливым».
Ханамирян не жалел ни себя, ни артистов, в результате коллектив сделал заметный качественный шаг. Он не только на практике, но и теоретически изучил историю армянского танца и армянской культуры в целом. Настольной книгой артиста стало исследование Србуи Лисицян «Древние танцы и театральные представления армянского народа».
Новое сценическое воплощение знаковых танцев, современные элементы, высокий профессионализм позволили ансамблю войти в число лучших в советской стране. Он стал востребован. Гастроли следовали друг за другом, хвалебные отзывы текли рекой, зрители повсюду радушно принимали армянских артистов. Особенно армяне диаспоры.
В 1971 году прошло труднейшее, длившееся более 3 месяцев турне по Латинской Америке – публику зашкаливало. Через три года Вануш со своими артистами триумфально выступал в городах США. После первого же концерта в Карнеги Холл «Нью-Йорк Таймс» писала: «Другого мнения здесь быть не может – армянский ансамбль танца стал большим явлением в культурной жизни Нью-Йорка». Череда престижных гастролей по городам зарубежных стран и СССР прервалась после развала страны.
Последним детищем артиста стал созданный им ансамбль «Бардинер». «Ему было уже за 80, но он с возрастом не считался, — рассказывала Гаяне. – В детстве мечтал посадить у ереванского дома, в котором он родился и вырос, тополя. С деревьями не вышло, но мечта осталась и трансформировалась в женский ансамбль «Бардинер». Не раз говорил, что тополь вызывает у него ассоциации с женской красотой и грацией. Именно этого он добивался своей хореографией и пластическими образами».
После отца этим ансамблем руководит Гаяне Ханамирян, которая стремится сохранить и развивать заложенные им принципы. Коллектив добился заметных успехов, имеет множество наград, отмечен Гран-при на международных танцевальных конкурсах в Греции и Петербурге.
«Папа был истинный трудоголик, пребывающий в постоянных творческих поисках. Бывая за рубежом, он давал мастер-классы в школах, которые сам же и основал в диаспоре. Они названы его именем. Папа даже рисованием увлекся – отводил душу. Также основал Союз деятелей армянского танца и руководил им несколько лет. Его беспокоила судьба национального танцевального искусства», — говорит дочь артиста.
В 1963 году Ханамирян был удостоен звания народного артиста Армении, а в 1998 году награжден орденом «Мовсес Хоренаци».
Главным делом жизни до последнего дня было искусство танца и зритель. Гаяне вспоминает, как много лет назад ансамбль добрался с концертом до дальней горной деревни. В зале клуба сидел лишь один зритель – старый пастух. Сельчане, как выяснилось, гуляли на свадьбе. Мэтр поколебался и решил – танцуем. В этом многим известном эпизоде весь Вануш Ханамирян. Живой человек и легенда армянского танца.
В публикации использованы материалы nv.am, nashaarmenia.info, armeniatoday.