Джон Сингер Сарджент - американский художник-космополит, исколесивший за свою жизнь почти весь мир и оставивший после себя более девятисот картин маслом, две тысячи акварелей, огромное множество эскизов и рисунков. Он еще в ранней молодости приобрел популярность выдающегося портретиста «belle epocque» - «прекрасной эпохи», за портреты его кисти готовы были платить большие деньги. Но один из его портретов – «Портрет мадам Х» - вызвал такой скандал, что художнику даже пришлось пуститься в бега… Да, эта работа принесла ему славу, но вовсе не ту, о которой он мечтал.
Джон Сингер Сарджент. Автопортрет, 1906г
Когда Огюст Роден в 1902 году увидел портрет трех юных сестер Хантер кисти Джона Сингера Сарджента, он назвал художника «ван Дейком нашего времени». Однако сразу после смерти Сарджента 14 апреля 1925 года мнение о нем в творческих кругах резко изменилось в худшую сторону. Произошло это, в частности, с подачи бывшего друга художника, влиятельного критика Роджера Фрая, посчитавшего работы Сарджента неуместными и неактуальными для эпохи модернизма. Так что его реализм практически мгновенно был объявлен анахроничным и поверхностным, а самого художника стали считать не более чем удачливым карьеристом, который своими портретами потакал прихотям аристократов.
Джон Сингер Сарджент. Сестры Хантер, 1902г
Один из самых успешных и почитаемых художников своего времени был вытеснен Матиссом и Пикассо. Упражняясь в остроумии, коллеги по цеху называли Сарджента легковесным льстецом «Позолоченного века» и хитрым ремесленником. Камиль Писсарро как-то пренебрежительно обронил: «Он был не энтузиастом, а скорее ловким исполнителем». За Сарджента к тому моменту могли говорить лишь его полотна, безмолвные свидетельства его несомненного таланта и мастерства. Спустя несколько десятилетий они заняли положенные им места в музеях и галереях, стали продаваться на аукционах за миллионы долларов и обеспечили Сардженту имя мирового классика.
Мир в наследство
Родители художника выросли в Штатах и, несмотря на то, что большую часть жизни он прожил в Европе, Сарджент считал себя американцем. Отец художника Фицуильям Сарджент был врачом из семьи колонистов, жившей в Филадельфии. В 1850 году он женился на Мэри Ньюболд Сингер, и спустя четыре года пара отправилась в путешествие по Европе, которое в итоге продлилось всю их жизнь. Покинуть родную страну Сарджентов заставила трагедия: благодаря смене обстановки Фицуильям и Мэри надеялись оправиться от гибели своего первенца. Они намеревались спустя какое-то время вернуться в США, однако, в конце концов, стали экспатриантами, периодически переезжавшими из одной европейской страны в другую. 12 января 1856 года во Флоренции у них родился сын Джон.
Сарджент рос и развивался практически во всей Европе сразу. Годы его становления прошли в путешествиях по Франции, Германии, Италии, Швейцарии и Испании. По словам близкого друга Генри Джеймса, который, кстати, тоже стал вечным кочевником с легкой руки родителей, такое «образование по Бедекеру» (это имя стало нарицательным – синонимом путеводителя) сделало Сарджента «цивилизованным до кончиков ногтей» полиглотом.
Художник однажды рассказывал, что его самым ранним воспоминанием был темно-красный булыжник на мостовой во Флоренции, которым маленький Джон был просто одержим. Страсть к рисованию проявилась у него в раннем возрасте. Мать мальчика, которая сама была художником-любителем, поощряла развитие природного таланта Джона, щедро снабжая его сюжетами для рисунков в многочисленных путешествиях. Отец обучал его географии, арифметике, чтению и другим необходимым дисциплинам. Он же сопровождал Джона в Париж весной 1874 года, когда юноша, немного отточивший свои навыки в Академии изящных искусств во Флоренции, решил продолжить образование в столице европейского искусства.
Откровения и откровенность
В столице Франции Сарджент задержался на долгих 12 лет, но, оставаясь верным семейным традициям, продолжал путешествовать по Европе и даже за океан – на историческую родину. В Париже его наставником стал молодой художник Каролюс-Дюран (Шарль Эмиль Огюст Дюран), который призывал своих учеников отказываться от предварительных рисунков и сразу писать на холсте, придавая картине свежесть и непосредственность наброска. Сарджент выразил учителю благодарность, сделав его героем своего первого «взрослого» портрета. Картина была представлена на Парижском Салоне в том же году, и художник стал уверенно набирать популярность в качестве портретиста.
Джон Сингер Сарджент. Портрет Каролюса-Дюрана, 1879г
Переломный момент в карьере Сарджента наступил в 1884 году, когда он представил публике портрет «Мадам Х», в которой зрители без труда узнали мадам Виржини Готро. Художник, который надеялся с помощью этого полотна добиться еще большей популярности, получил прямо противоположный эффект. Дело, однако, было совсем не в излишней откровенности портрета. Стоит упомянуть, что за два десятилетия до появления «Мадам Х» Эдуард Мане оказался в центре скандала, благодаря «Олимпии» и «Завтраку на траве» (который Салон, к слову, отказался выставлять). К этому моменту сложно было удивить кого-либо обнаженной натурой. Но Сарджент осмелился изобразить самоуверенную и почти хищную сексуальную притягательность женщины из высшего общества, и при этом замужней. Это уже была такая откровенность, которую французское общество того времени не собиралось прощать. С тех пор художник больше не позволял себе осмеливаться.
Джон Сингер Сарджент. Портрет мадам Икс. 1884г
Портрет садовой калитки
После скандала с «Мадам Х» заказы, прежде сыпавшиеся на художника как из рога изобилия, стали постепенно иссякать. Как ни странно, этот период оказался для Сарджента очень продуктивным, подарив ему определенную творческую свободу. Он пишет своих друзей и их детей («Огюст Роден», 1884, «Роберт Льюис Стивенсон и его жена», 1885, «Клод Моне рисует на краю леса», 1885, «Гвоздика, лилия, лилия, роза», 1886), участвует в проектах импрессионистов и получает долгожданную возможность работать под открытым небом, проводя летние месяцы в Вустершире.
Джон Сингер Сарджент. Огюст Роден, 1884г
Джон Сингер Сарджент. Клод Моне, рисующий на опушке леса, 1884-е
В 1886 году Сарджент окончательно перебирается в Лондон, посчитав, что британская столица окажется более гостеприимной, чем Париж. Однако дурная слава его опережала, и богатые англичане не слишком стремились заказывать художнику свои портреты. Зато ему с удовольствием позировали американцы во время поездок Сарджента в Штаты в 1887-м и 1889-м.
Джон Сингер Сарджент. Роберт Льюис Стивенсон и его жена, 1885г
В конце концов, британцам пришлось сдаться и признать талант художника, он снова начал набирать потерянную популярность. Но со временем Сарджент все больше устает от портретов. Он по-прежнему много путешествует и пишет потрясающие пейзажи из самых разных уголков мира. В период с 1907 по 1910 год художник совсем отказывается от написания портретов на заказ. Одной перспективной клиентке он даже заявил, что с большим удовольствием напишет ее садовую калитку, чем ее лицо. Сарджент посвящает освободившееся время рисованию фресок для Бостонской публичной библиотеки и Бостонского музея изящных искусств. Кроме того, он создает множество пейзажей и жанровых сцен в технике акварели, черпая вдохновение в многочисленных поездках. Художник после долгого перерыва возвращается к морским пейзажам («Судоходство, Майорка», 1908, «Белые корабли», 1908), впервые героями его полотен становятся животные («Верховая лошадь, Палестина», 1905, «Белый бык в Сиене», 1910).
Джон Сингер Сарджент. Белые корабли, 1908г
Джон Сингер Сарджент. Белый бык в Сиене, 1910г
Безличная жизнь
О любых отношениях Сарджента, кроме дружеских, известно до смешного мало. Он никогда не был женат, но, по слухам, дважды был «почти что помолвлен». Как бы там ни было, семьей художник так и не обзавелся. Этот факт, как и внушительное количество не выставлявшихся на публике рисунков с обнаженными мужчинами, позволил критикам и обозревателям делать предположения по поводу сексуальной ориентации художника. Справедливости ради стоит сказать, что изображений обнаженных женщин среди работ Сарджента было ничуть не меньше. Но при этом не существует ни единого подтверждения романтических отношениях с кем бы то ни было. Он ревностно оберегал свою приватность, избегал интервью и в конце жизни уничтожил всю личную переписку, оставив потомкам лишь воспоминания друзей. А они, в свою очередь, сходились в одном: Джон Сингер Сарджент, умерший во сне в возрасте 69 лет, был безоглядно влюблен и навечно обручен с живописью.
P. S.
В наше время «Портрет мадам Икс» Сарджента считается идеальным, невзирая на то, что в 1884 году эта работа сыграла злую роль в судьбе художника. Спустя 30 лет после его создания художник продал картину музею Метрополитен (США), заметив, что это, вероятно, лучшее из его произведений. А ведь действительно именно оно стало самой узнаваемой и обсуждаемой работой живописца, тем самым обеспечив ему пропуск в бессмертие.
В публикации использованы материалы artсhive.