Когда Джон Сингер Сарджент обнародовал свой портрет женщины в черном в 1884 году, парижское общество буквально вспыхнуло от негодования. Художник был вынужден уехать из страны, а героиня портрета надолго ушла в тень. Что же так возмутило публику XIX века?
«Портрет мадам Икс» — это элегантный портрет Джона Сингера Сарджента, на котором фигурирует молодая светская женщина Виржини Амели Авиньо Гаутро. Виржини Гаутро — супруга богатого бизнесмена Пьера Гаутро. В то время Виржини имела статус «профессиональной красавицы». Этот термин относится к людям, которые использовали свои социальные навыки и внешний вид, чтобы развиваться в обществе.
Джон Сингер Сарджент. Портрет мадам Икс. 1884г
Картина не была заказана, это была личная инициатива Сарджента написать портрет молодой женщины. Просьбу свою он передал Виржинии через их общего друга, в письме которому он писал:
«У меня есть огромное желание написать ее портрет, и у меня есть основания полагать, что она это позволит. Вы можете передать ей, что я имею поразительный талант». Наконец, после двухлетних переговоров через друга, Мадам Гаутро в конце концов согласилась сесть за портрет Сарджента. В процессе написания художник подготовил массу эскизов и зарисовок к основной работе. Сарджент подолгу выбирал нужную позу, жесты, выражения лица и интерьер. Работа продолжалась особенно долго ввиду поведения и самой Гаутро. Сарджент жаловался на её «красоту, которую невозможно изобразить, и ее безнадёжную лень». Действительно, Виржини была крайне не усидчива. Кроме того, ввиду активной социальной жизни ей совсем не хватало времени на позирования художнику. Сардженту понадобилось 2 года, чтобы завершить картину.
Джон Сингер Сарджент. Портрет мадам Икс. Фрагмент
Портрет был выставлен в Салоне в 1884 году. Имея внушительный размер (234,85 × 109,86 см) и изящную красоту модели, Сарджент и сама Гаутро надеялись на фееричное представление. Но не тут-то было... Картина ужаснула парижан, она была встречена острой критикой и противоречиями. Публика того времени посчитала картину излишне откровенной и провокационной. И дело вовсе не в мертвенной бледноте кожи, не в алом ушке героини, не в слишком остром носе. Самое главное, что насторожило зрителей — открытые плечи и спущенная лямка. Это было платье, которое вызвало бедствие. Сарджент попытался скрыть личность загадочной Мадам, первоначально назвав картину «Портрет мадам ***».
Сарджент в своей мастерской, ок. 1885
Но, несмотря на все противоречия в оценке картины, ее личность быстро стала достоянием общественности. До того, как картина дебютировала, Гаутро уже была героиней сплетен за ее откровенный стиль и нескромные связи (но об этом не принято было говорить). А «Портрет мадам Икс» буквально обнажил все неприличие ее поведения на публике. Мать Виржини, Мария Вирджиния де Тернант, устроила настоящую сцену художнику, заявляя: «Весь Париж высмеивает мою дочь. Она разрушена ... Она умрет от огорчения». Семья Гаутро была омрачена испорченной репутацией Виржинии и попросила изъять картину из Салона. Сарджент отказался, но предложил исправить свое незавидное положение: он переписал фасон платья и вернул лямку на плечо. Корректировки не спасли ситуацию, даже напротив, после изменений платье стало выглядеть неуклюже.
Платье героини ДО и ПОСЛЕ изменений художника
Картина получила настолько огромный резонанс, что Сардженту пришлось переехать из Парижа в Лондон и найти убежище от полученного унижения. Картину он сохранил в своей студии. Сарджент ожидал полного разрушения своей карьеры, однако судьба оказалась более благосклонной к нему: наглость художника вызвала непомерный спрос на портреты у модной британской и американской публики. Как теперь уже известно, Джон Сингер Сарджент стал одним из самых известных художников—портретистов в истории. Подобная ситуация произошла и с Виржини. После скандала она ушла в тень, но прошло столетие и Виржини Гаутро стала настоящей иконой стиля, почитаемой во всем мире на протяжении десятилетий. Ее наследие — это элегантность, красота и грация, а скандалы делают ее личность еще более интересной.
Мадам Гаутро впоследствии позировала для двух других художников: Гюстав-Клод-Этьен Куртуа в 1891 году и Антонио де ла Гандара в 1898 году. Портрет последнего мастера стал ее любимым.
Сегодня «Портрет мадам Икс» Джона Сингера Сарджента считается блестящим полотном, восхитительным отражением классической красоты и женственности. Картина Сарджента является памятником американского искусства. Сегодня он принадлежит Метрополитен—музею в Нью—Йорке. В 1916 году Сарджент продал портрет Метрополитену, директору которого он написал: «Я считаю, что это лучшее из того, что я написал»).
«Портрет мадам Икс» в музее Метрополитен