История одного шедевра: «Завтрак на траве» Эдуара Мане произвела эффект разорвавшейся бомбы - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Завтрак на траве» Эдуара Мане произвела эффект разорвавшейся бомбы

2022-01-23 20:11 , История Одного Шедевра, 2555

История одного шедевра: «Завтрак на траве» Эдуара Мане произвела эффект разорвавшейся бомбы

Сегодня эта картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

Эдуар Мане. Завтрак на траве, 1863г

«Завтрак на траве» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ни в одной мастерской ни одного художника XIX века не могла больше появиться такая или даже хоть сколько-нибудь похожая картина. В то время как Салон покоряли «Римляне эпохи упадка» и бесконечные Венеры и одалиски, она перевернула живопись, для нее не находилось в то время ни терминов, ни традиции, в которую можно бы было ее вписать. И все складывалось к тому, чтобы этот эффект усугубить.

Жюри французского Салона, никогда не отличавшееся благосклонностью к молодым художникам, в 1863 году было особенно беспощадным. Настолько, что даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ. Тогда император решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном Салон отверженных.

Возможно, появись картина в рамках официальной экспозиции, она бы не стала первым в истории современного искусства полотном, над которым толпы зрителей смеялись и стыдливо перешептывались. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа, правда, сам он хотел совсем другой славы.

Картина, первоначально названная «Купание», была задумана как художественный диалог и переосмысление сразу нескольких шедевров: «Сельский концерт»Джорджонеи «Суд Париса» Рафаэля.

Джорджоне. Сельский концерт, 1509г

Первая вдохновила Мане писать двух обнаженных женщин рядом с одетыми мужчинами, вторая – расположить фигуры в пространстве. Только женщины Мане – совсем не нимфы и не богини.

Маркантонио Раймонди. Суд Париса (по утраченному оригиналу Рафаэля). Гравюра, 1515г

Больше всего насмешек вызвала фигура женщины, которая пробует воду. Говорили, что она моется, и добавляли шепотом: известно, после чего она моется. В картине увидели сцену сексуального характера, а в сидящей девушке – проститутку: слишком уж прямой и вызывающий взгляд у нее. То и дело около картины яростно шипели: «непристойность», «вульгарность», «уродство».

Эдуар Мане. Завтрак на траве. Фрагмент

Когда же толпам зрителей и озадаченным одиноким критикам удавалось обуздать свой священный гнев, дело доходило и до художественных особенностей картины. И, оказывалось, что здесь Мане допустил еще больше непростительных вольностей, чем в выборе сюжета. Он совершенно непростительно поступил с перспективой – фигура женщины на заднем плане слишком крупная, каждый из героев сюжета как будто находится ближе к зрителю, чем это было бы возможно в реальности. Это позже арт-критики скажут «вовлек зрителя», а экспериментаторы нового поколения будут повторять этот трюк со сжавшейся перспективой. А в 1863 году картину объявляют «нелепой», а художника – непрофессиональным «мазилкой».

Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей. Критик Л. Этьенн писал: «Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чём же смысл этой непристойной загадки».

Кого же Мане изобразил на своем полотне?

Одетые мужчины — родственники самого художника. Один из них - его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф. Обнаженная женщина — любимая модель Мане Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище «Креветка» из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос.

Эдуар Мане. Женщина с попугаем

Она позировала Мане не только для «Завтрака на траве», но и для многих других полотен: «Портрет Викторины Мёран», «Уличная певица», «Мадемуазель Викторина в костюме матадора», «Олимпия», «Женщина с попугаем», «Гитарист» и «Железная дорога».

P. S.

Эдуар Мане – тот художник, который начал писать саму жизнь, и тот художник, с которого принято отсчитывать новую эпоху в искусстве. Эпоха эта называется современным искусством и длится до сих пор.

В настоящее время «Завтрак на траве» находится в 29-м зале музея Орсе в Париже и ежегодно привлекает сотни тысяч посетителей

В публикации использованы материалы artсhive.

Лента

Рекомендуем посмотреть