Легенда кинематографа: «Божественный клоун» Джек Леммон – самый универсальный киноактер США своего поколения - RadioVan.fm

Онлайн

Легенда кинематографа: «Божественный клоун» Джек Леммон – самый универсальный киноактер США своего поколения

2022-02-13 19:41 , Немного О..., 624

Легенда кинематографа: «Божественный клоун» Джек Леммон – самый универсальный киноактер США своего поколения

«Это волшебное время» — этими словами непревзойденный Джек Леммон начинал каждый дубль. Он был одним из тех гениев, которым одинаково хорошо удавались как драматические, так и комедийные роли. Всемирная известность пришла к Леммону после их дуэта с Тони Кертисом в комедии «В джазе только девушки». Семикратный номинант на премию «Оскар» и её двукратный лауреат, Джек Леммон стал первым человеком, которому достались статуэтки за лучшую главную роль и лучшую роль второго плана.

Кадр из фильма «В джазе только девушки»

Немногие выдающиеся личности могли бы похвастаться своим необычным местом рождения. Джон Юлер Леммон III (таково полное имя актера) родился 8 февраля 1925-го года прямо в лифте Newton-Wellesley Hospital в пригороде Мидлсекса. В детстве мальчик не обладал крепким здоровьем — успел перенести три операции на уши и пару лет пролежать в больнице.

Джек Леммон в детстве

Тяга к искусству проснулась в нем в довольно раннем возрасте. Уже в 8 лет мальчик заявил, что хочет стать актером, вызвав неодобрение отца – тот был президентом кондитерской компании и мечтал, что наследник продолжит семейный бизнес. Однако все же мешать не стал, но настоял на получении достойного образования.

Леммон – один из немногих голливудских актёров, который мог похвастаться гарвардским дипломом. Он обратил на себя внимание ещё в университете, по окончании которого служил на флоте в последние месяцы Второй мировой войны.

Вернувшись с фронта и завершив обучение, молодой человек направился в HB Studio, где внимал наставлениям самой Уты Хаген. Чтобы иметь хоть какой-то заработок, он служил официантом, ведущим торжественных церемоний и аккомпаниатором в баре Old Knick. Впоследствии Леммон не оставил без внимания Бродвей и радио с телевидением.

В 1955-м, мелькнув в «Это должно случиться с вами», Леммон получил роль в «Мистере Робертсе», которого на экране воплощал Генри Фонда. Виртуозное преобразование в энсина Фрэнка Пулвера настолько впечатлило суровое жюри кинопремии «Оскар», что оно не стало скупиться и вручило Джеку заветную статуэтку.

На старте 60-х он появился сразу в двух культовых кинолентах, завоевавших признание публики и критики и множество заслуженных наград, — «В джазе только девушки» и «Квартира». В первой партнерами артиста по съемочной площадке оказались Мэрилин Монро и Тони Кёртис, во второй — Ширли Маклейн.

Кёртиса утвердили в «Некоторые любят погорячее» без лишних споров, а вот за Дафну между создателями киноленты развернулась настоящая бойня. Братья Мириш, основатели студии Mirisch Brothers, настаивали на кандидатуре Фрэнка Синатры, кроме того, рассматривались варианты Эдди Кантора и Джека Бенни.

Кадр из фильма «В джазе только девушки»

В итоге режиссер Билли Уайлдер остановил свой выбор на Леммоне — тот сразу откликнулся на предложение, ничуть не смутившись предстоящему перевоплощению в женщину. А секс-символу ХХ века удалось обойти сильных соперниц в лице Одри Хепберн, Элизабет Тейлор и Митци Гейнор.

Вскоре фильмография американца обогатилась «33 несчастьями» и «Днями вина и роз», а также проектами, где он выступал в дуэте с другом Уолтером Маттау. Зрители пребывали в диком восторге от их «Азарта удачи», «Старых ворчунов» и т. д.

Кадр из фильма «Старые ворчуны»

В 70-х в творческой биографии голливудской звезды нашлось место комедии «Аванти!», подарившей актеру «Золотой глобус», и драме «Спасите тигра», принесшей второй «Оскар». Причем тогда актер опередил и Марлона Брандо, и Аль Пачино, и Джека Николсона с Робертом Редфордом.

Со второй половины 1970-х появления Леммона на большом экране носили довольно эпизодический характер. Одна из его самых трагических ролей — в фильме Майкла Дугласа «Китайский синдром» (1979) — была удостоена приза Каннского кинофестиваля. Аналогичной награды удостоилась и следующая крупная работа в фильме Коста-Гавраса «Пропавший без вести» (1983).

Кадр из фильма «Пропавший без вести»

1992 год принёс актёру роль пожилого коммивояжёра Шелли Левина в триллере Джеймса Фоули «Американцы», за исполнение которой жюри Венецианского кинофестиваля признало его лучшим актёром смотра, вручив престижный кубок Вольпи. В 1998 году он был выдвинут на кинопремию «Золотой глобус», однако проиграл Вингу Рэймсу, который тут же вызвал Леммона из зрительного зала и вручил ему статуэтку.

До конца жизни артист не переставал сниматься. За несколько месяцев до смерти он сыграл Харди Гривза в старости в «Легенде Багера Ванса».

«Божественного Клоуна», как называли Леммона, в последние годы жизни мучила неизлечимая болезнь. Последние два года своей жизни актёр героически боролся с раком, который в итоге и стал причиной его смерти в июне 2001 года. Актёр был похоронен на Вествудском кладбище рядом с могилой своего друга Уолтера Маттау, которого не стало за год до этого.

P. S.

На протяжении более чем четырех десятилетий, будь то комедия или драма, Джек Леммон воплощал радость и страдания американцев второй половины ХХ века. Названный самым универсальным киноактером США своего поколения, Джек Леммон оставил множество памятным выступлений, как в кино, так и в театре и на телевидении, в значительной степени повлияв на последующие актерские поколения.

Лента

Рекомендуем посмотреть