Арпиар Арпиарян был виднейшим представителем армянской публицистики и общественной мысли, боровшимся за политические и социальные свободы, а также за прогресс национальной литературы. Биография писателя в некотором смысле отражает основные этапы истории Армении конца XIX – начала XX века, и неспроста: преданный интересам своего народа, бескомпромиссный публицист активно освещал жизнь, политические и культурные события армян Османской империи. Именно Арпиар Арпиарян стоял у истоков «Аревелка» – поистине новаторской газеты, ставшей рупором для таких значимых армянских деятелей, как Аршак Чобанян, Сипил, Мари Бейлерян и многих других.
Первый номер «Аревелка» (в переводе – «Восток») вышел 2 января 1884 года. Создание газеты было обусловлено не только личной инициативой Арпиаряна, но и общественно-политической ситуацией того времени. Требовалось новое СМИ, которое бы отражало проблемы современности, стало бы рупором демократических идей, направленных на воспитание самосознание народа. В своих программных статьях Арпиарян писал: «“Аревелк” считает своим первейшим долгом изучать армянскую жизнь во всех ее проявлениях и добиваться как можно большего удовлетворения моральных и интеллектуальных требований народа».
Позиция «Аревелка» основывалась на совершенно новом понимании роли и предназначения периодики, образцом которой для Арпиаряна оставался «Юсисипайл». Наряду с новым содержанием издатель «Аревелка» уделяет большое внимание оформлению газеты, жанровой новизне, многообразию материалов: здесь уже он следует примерам европейской печати. Наибольшим успехом пользовался раздел ежедневной хроники, неизменным автором которой оставался Арпиарян.
Аревелк, 1889г
Не будет преувеличением сказать, что «Аревелк» положил начало новой западноармянской журналистики. Газета вела борьбу против консервативного мышления, которое порой проявлялось и внутри редакции. Однако несмотря на все трудности, издание вместе с присоединившимся к нему еженедельником «Масис» проводило идейную программу решения общенациональных проблем. Осознавая влияние литературы на умы, Арпиарян использовал ее как средство идейного воспитания народа. Так, в «Аревелке» был напечатан роман Раффи «Дневник мошенника».
Издатель стремился дать целостное представление о различных сферах восточноармянской интеллектуальной жизни, поэтому в газете появлялись не только художественные произведения, но и корреспонденции армян из Петербурга и Тифлиса. Сам Арпиарян опубликовал цикл эссе из путешествия на Кавказ.
В программе «перестройки» общественной жизни преобладали вопросы социального характера и национальной борьбы, а этот период стал характеризоваться демократизацией и реализмом в развитии общественной мысли. В поисках решений актуальных проблем Арпиарян искал авторов, которые занимались исследованием «новой общественной жизни в целом».
Могила Арпиара Арпиаряна, Каир
В контексте этой программы публицист начал печатать в «Масисе» серию художественных очерков учителя из провинции Мелкона Кюрчяна под заглавием «Из жизни скитальца». Арпиарян высоко ценил глубокое знание автором жизни армян, нашедших приют «на дне» Полиса. Пробуждение общественной мысли, укрепление сознания гражданского долга становятся фундаментальными целями последующей деятельности издателя, проявляясь в публикациях еженедельника. Смелые выступление практически привели к его закрытию, но угрозы и трудности не остановили Арпиаряна. В своем новом начинании, «приглашении-программе», публицист призвал молодых авторов претворить в жизнь концепции новой литературы, сам выступив как теоретик и писатель. Принадлежавшая перу Арпиаряна серия «Картины жизни» стала первым образцом этой литературы. Многостороннее отражение жизни, философия прагматизма, жизнеутверждающие принципы характеризуют новеллы Тиграна Камсаракана, Григора Зохраба и других авторов.
На этих изданиях Арпиарян не остановился. Затем были газеты «Айреник», «Нор-Кянк», «Ширак» и «Лусабер». «Аревелк» же издавалась до Геноцида 1915 года, уже после переезда публициста в Каир и его трагической смерти в 1908 году.