Писатель и публицист Григор Зограб: будучи депутатом Османского парламента, всеми способами пытался предотвратить подготавливаемое преступление - RadioVan.fm

Онлайн

Писатель и публицист Григор Зограб: будучи депутатом Османского парламента, всеми способами пытался предотвратить подготавливаемое преступление

2021-08-23 21:32 , Немного О..., 2148

Писатель и публицист Григор Зограб: будучи депутатом Османского парламента, всеми способами пытался предотвратить подготавливаемое преступление

Григор Зограб жил насыщенной жизнью и развил бурную и разностороннюю деятельность, отраженную в истории нашей литературно-культурной и общественно-политической мысли.

Родился в 1861 г. в семье Чпукчи Хачатура в квартале Бешикташ в Константинополе. Известный историк и филолог Аршак Албояджян отмечает: «Г. Зограб родился 14(26) июня 1861 года в день воцарения султана Азиза… В связи с рождением в день рождения Просветителя его прозвали Григором».

В Константинополе он окончил два французских высших образовательных учреждения, получил специализации инженера-строителя (1879) и юриста (1882). На юридическом факультете Зограб учился с Талаатом. В начальный период они выступали с позиции демократии против султанского режима. Однако Талаат после младотурецкой революции отказался от своих прежних убеждений, а Зограб до конца жизни боролся за эти идеи.

Общественно-политическая деятельность

С 1883 года до 1915 года Зограб с перерывами занимался адвокатской деятельностью и параллельно преподавал право Османской империи и уголовное право в университете Константинополя. В качестве адвоката Зограб был известен не только среди турок и армян, но и греков, евреев, болгар, а также среди представителей других меньшинств Османской империи.

В январе 1884 г. Зограб отправился в Эдирне (Адрианаполис), где сдал экзамены руководящему следственному комитету, получив адвокатское свидетельство первой степени, и вернулся в Константинополь.

1/13 февраля периодическое издание «Масис» сообщает: «С гордостью узнали, что Григор эфенди Зограбян в возрасте девятнадцати лет окончил училище империи Боз э шуе, получил свидетельство геометрического архитектора, а также, занимаясь юриспруденцией, с успехом сдал на днях экзамены и получил свидетельство адвоката первой степени. Выражая искренние поздравления, желаем ему успехов».

В 1885-1886 гг. знакомится с Кларой Погос Язычян, а 31 января 1888 г. женился. Он сумел обеспечить своей семье безбедную жизнь. Как свидетельствует его старшая дочь: «Любил красивую английскую утварь в стиле Лу Кенц, а также красивые ковры».

В 1890-е гг. Зограб занимался также издательской деятельностью, сотрудничая с рядом армянских газет и журналов.

Из воспоминаний Зограба узнаем, что в возрасте 17-ти лет он уже выступал с публикациями в прессе. 26 октября в газете «Лрагир» опубликовал статью «Что мы выиграли в Берлинском конгрессе?», адресованную против одноименной брошюры секретаря-переводчика армянской делегации Минаса Чераза. Он в дальнейшем вспоминал, что только он осмелился спорить с Черазом и объявил, что армяне в Берлинском конгрессе ничего не выиграли.

В 1892-1893 гг. вместе с Грантом Асатуром редактирует журнал «Масис». С 1908 г. сотрудничает с «Айреник» (Родина), «Аревелк» (Восток), «Азатамарт» (Борьба) и другими периодическими изданиями.

В 1895-1896 гг. в дни организованных султаном Гамидом II погромов армян Зограб в качестве адвоката выступил в защиту политзаключенных.

В 1905 г. на султана Гамида II было совершено покушение. Был арестован также Зограб, но как адвокат, он смог освободиться. В 1906 г. русское посольство в Константинополе уведомило турецкие власти, что Зограб «никогда не получал и не был на должности переводчика», он юрисконсульт, ему запретили вести судебные процессы в турецких судах.

В 1908 г. отправился в Париж. Во время пребывания там он был под контролем турецких шпионов. Из письма от 20 июля 1909 г.: «…Во время последней поездки в Париж тайные полицейские, нанятые Гамидом, настолько пристально за мной следили, что я лишился встреч с Ширванзаде и Черазом…». В июле того же года после осуществленного младотурками государственного переворота он вернулся в Константинополь и начал заниматься правово-организаторской и преподавательской деятельностью.

В 1908-1915 гг. Зограб сравнительно мало выступал с художественно-литературными, публицистическими и другими публикациями. Главнейшей проблемой его беспокойства был Армянский вопрос. В 1908-1915 гг. Зограб был избран депутатом Национального собрания и Османского парламента. Он развернул активную деятельность, требуя принять политические и национальные права национальных меньшинств Османской империи: демократические реформы в законодательстве, образовании, науке и искусстве. Он выступил в защиту политических и социально-экономических прав армян Османской империи.

В 1913 г. Зограб под псевдонимом Марсель Леар опубликовал в Париже на французском языке работу «Армянский вопрос», в которой представляется история Армянского вопроса, процентное соотношение армянского населения в Османской империи, осуществляемые турецким правительством реформы в армянских деревнях Османской империи.

В 1912-1914 гг. принял участие в переговорах посольств великих держав относительно Армянского вопроса, а в 1914 г. с Аршаком Чобаняном принял участие в разработке проекта договора между Великой Портой и Российской империей.

Будучи депутатом Османского парламента, он всеми способами пытался предотвратить подготавливаемое преступление и подвергает свою жизнь смертельной опасности.

Г. Зограб в своем дневнике с горечью пишет: «Случилось то, что должно было случиться, вчера ночью полиция арестовала многих армян, собрав главнейших дашнаков, сначала Акнуни, Зардаряна, Пашаяна…докторов, многочисленных важных деятелей…»

В мае 1915 г. Зограба арестовали.

Его супруга Клара Зограб-Язычян пишет: «При аресте моего супруга турецкие агенты во время обыска отобрали все документы на нашу квартиру в Бере и другие конверты. Среди этих документов были также литературные и юридические рукописи моего супруга ценные как для меня, так и для моего народа».

Клара Зограб-Язычян

27 мая 1915 г. Зограб написал из Гонии письмо Талаату: «Специально для допроса меня отправляют в Диарбекир, по какой статье, я не знаю. Согласно распространенным слухам, якобы я проявил в отношении правительства противодействие и недружелюбную позицию…».

Находясь в дороге ссылки, Г. Зограб продолжил многочисленными письмами обращаться к высокопоставленным чиновникам османских властей. Он обратился также к Назым Бею: «Ваше высочество…мои близкие друзья забыли меня, а ожидать человеческого отношения от малознакомых личностей – это проблема уравновешенного и гармоничного мира. До сих пор неизвестно, какое мне предъявляют преступление, только знаю, что это абсолютная клевета…»

6 июля 1915 г. (19 июля) на пути ссылки возле Урфы турки зверски убили его. (Есть версия, что он стал жертвой известных разбойников во главе с Черкезом Ахметом, Халилом и Назимом. По некоторым данным, турецкие погромщики раздавили его голову камнями. Известно, что убийцы были осуждены и казнены в сентябре того же года, по приказу Джемаль-паши).

Литературное наследие

Григор Зохраб оставил богатое литературное наследие. Его произведения и по сей день входят в школьную программу Армении. Некоторые его произведения переведены на иностранные языки, изданы почти на тридцати языках. Он автор романов, стихов, разных статей, но большей популярностью пользуются его новеллы.

Ещё с малых лет Зохраб пытался сочинять стихи, однако его поэзия не получила широкой известности. В 1883 году опубликовал свой роман «Исчезнувшее поколение», описывающий жизнь молодёжи Константинополя. Его новеллы издавались в трёх сборниках: «Голоса совести», «Жизнь как она есть» и «Безмолвные боли». С помощью динамичного стиля повествования, изящности языка, простоты, автору удавалось создавать психологические, берущие за душу образы. Он развивал традиции реализма в армянской литературе. В своих новеллах Зохраб рассматривал социальные проблемы трудящихся людей, их заботы, душевное состояние в разных несправедливых ситуациях. В его творчестве также встречаются романтические и сатирические истории.

В публикации использованы материалы genocide-museum.am, acam-france.org.

Лента

Рекомендуем посмотреть