За свою строгую красоту Катрин Денев получила прозвище «Снежная королева французского кинематографа». Как сказала об артистке одна коллега, она «не просто легенда, она идеал». Фото француженки украшали не только альбомы охотников за автографами, но и билборды Европы и Северной Америки: актриса в свое время была одной из главных рекламных моделей парфюмерии Chanel № 5. И сегодня она продолжает восхищать поклонников красотой и талантом.
На экране Катрин Денев играла сдержанных красавиц, холодных и кажущихся равнодушными. А вот к ней самой равнодушно относиться не получалось – ни у зрителей, что с восторгом встречали каждый новый фильм с участием Денев, ни у режиссеров, что ставили на талант актрисы и выигрывали, ни у представителей индустрии моды, черпавших вдохновение в кинообразах Денев и в ее настоящем, жизненном имидже.
Актриса
Настоящее имя актрисы — Катрин Фабьен Дорлеак. Она родилась 22 октября 1943 года в семье актеров, кстати, и ее сестры тоже избрали эту профессию, да и детям Денев тоже не удалось избежать семейной традиции. Морис Дорлеак был артистом театра и снимался в кино, а мать, Рене Симоно, одна из первых озвучивала американские фильмы на французском языке. Симоно – творческий псевдоним актрисы, девичья ее фамилия – Денев. Ее и выбрала Катрин – в качестве уже собственного псевдонима. Сделано это было из практических соображений – к тому времени, как Катрин вступила на путь актрисы кино, ее старшая сестра Франсуаза Дорлеак уже блистала на сцене и на экране – чтобы не было путаницы, требовалось играть под другой фамилией.
Сестры Дорлеак - Франсуаза и Катрин - в фильме «Девушки из Рошфора»
Франсуаза, по словам Катрин Денев, была «настоящей актрисой» - в том смысле, прежде всего, что обучалась театральному искусству. Катрин же ни разу за свою карьеру не вышла на театральную сцену, и вообще этот вид искусства она всегда старалась обходить стороной, неохотно посещая спектакли и в качестве зрителя. Дело в том, что у Денев с детства присутствовала пейрафобия, то есть боязнь сцены. Школьница училась в престижном лицее «Ла Фонтэн», но уже тогда знала наверняка, что свяжет свою жизнь исключительно с актерским мастерством.
Самое первое появление на экране юной Катрин состоялось в 1957 году, она вместе с другой своей сестрой, Сильви, сыграла в драме Андре Юнебеля «Гимназистки».
Первым же триумфом Катрин Денев стала роль в фильме-мюзикле Жака Деми «Шербурские зонтики»: в 1964 году на Каннском фестивале эта картина произвела фурор и получила «Золотую пальмовую ветвь». В Денев увидели настоящую драматическую актрису, одна за другой следовали блестящие роли у самых именитых кинорежиссеров: она снималась и у Романа Полански, и у Франсуа Трюффо – всех не перечислить.
Катрин Денев в фильме «Шербурские зонтики»
1967 год стал одновременно трагическим и успешным для кинокарьеры молодой артистки. Вместе с сестрой Катрин появилась в еще одной музыкальной ленте Деми и Леграна «Девушки из Рошфора». Если в «Зонтиках» героям пришлось преимущественно петь, то в этом фильме большую часть действия отвели танцам.
Старшей сестре тогда было двадцать пять лет, Катрин – двадцать четыре. Вскоре Франсуаза погибла в автомобильной аварии – торопясь в аэропорт, она не справилась с управлением и врезалась в ограждение, машина перевернулась и загорелась. Смерть сестры оказалась ударом для Денёв, сильно привязанной к ней.
Франсуаза и Катрин на Каннском кинофестивале, 1965 г
В том же 1967-м Катрин предстала перед зрителями в необычной для себя роли, сыграв главную героиню в картине «Дневная красавица». Луис Бунюэль, уже успевший получить статус режиссера-сюрреалиста, предложил француженке примерить на себя образ дамы, тяготеющей к сексуальным девиациям. Типаж Денёв —отстраненная и холодная красота — идеально подошел для героини, живущей в мире буржуазного благополучия и грезящей о запретном.
Кадр из фильма «Дневная красавица»
Вскоре испанский режиссер-бунтарь снова пригласил Катрин для съемок в драме «Тристана», где артистке удалось сыграть в дуэте со знаменитым Фернандо Реем, одним из любимых исполнителей Бунюэля. Фильм, вновь включивший сюрреалистические мотивы, вызвал неоднозначные отзывы критиков. В целом ленту охарактеризовали как «историю соблазнения и возмездия, которой по жестокости и сарказму нет равных в кино».
Кадр из фильма «Тристана»
На протяжении всей кинокарьеры Денев продолжала появляться в кадре с популярными актерами-мужчинами. Помимо Рея партнером Денёв успел стать Ив Монтан. Вместе белокурая красавица и брутальный шансонье снялись в комедии «Дикарь» Жана-Поля Раппно.
Ярким экспериментом в фильмографии Катрин стал эротический триллер Тони Скотта «Голод» в 1983 году. Сюжет о вампирах, выбранный режиссером, оказался далеко не новым, заметным его сделал актерский состав: помимо Денёв в ленте снялись Сьюзан Сарандон и Дэвид Боуи.
Кадр из фильма «Голод»
Разумеется, Катрин звали в Голливуд – не могла фабрика грез не попытаться заполучить очередную прекрасную француженку, да к тому же признанную в Европе звезду. Но Катрин предпочла сосредоточить свою карьеру на родине, лишь изредка появляясь в зарубежных или международных проектах. Признание в Америке, тем не менее, ее не обошло - в 1992 году «Индокитай» с Денев в главной роли, получил «Оскар» как лучший зарубежный фильм.
Кадр из фильма «Индокитай»
В последующие годы «королева французского кино» регулярно появлялась на экранах в фильмах разных жанров. В 2003 году зрители увидели любимую актрису в роли маркизы Изабель де Мертей в мини-сериале «Опасные связи», основанному на одноименном романе писателя Шодерло де Лакло.
Символ и муза
Но не одни лишь роли приносили французской актрисе любовь соотечественников и восхищение поклонников из-за рубежа. Эта «холодная» прекрасная блондинка всегда обладала талантом, а может, и приобретенным умением вдохновлять. Поэтому она была выбрана прототипом Марианны, олицетворения Французской республики, удостоившись этой чести вслед за Брижит Бардо и Мирей Матье.
Быть символом, «лицом» этой актрисе приходилось часто, она представляла в том числе и самый знаменитый шанелевский аромат – причем то время, пока длился ее контракт с домом моды, пришелся бум продаж этого парфюма за океаном – американцы и американки именно с Денев ассоциировали истинный французский шарм.
Да и кутюрье черпали вдохновение в кинообразах Катрин. Она была музой Ива Сен-Лорана. Впервые встретившись с модельером в 1965 году, когда Денев нужно было выбрать платье для встречи с королевой Елизаветой II, она на долгие десятилетия стала главной его клиенткой и другом. Платья от Сен-Лорана добавляли особый шик фильмам с участием Катрин Денев.
Ив Сен-Лоран и Катрин Денев
Мало кто знает, что Денёв еще и певица. Вокальные данные актриса демонстрировала в романтической комедии «Я вас люблю», где в дуэте с Сержем Генсбуром исполнила песню Dieu est un fumeur de Havanes…, в комедии «Любимая теща» исполнила композицию Joyeux anniversaire maman, а хит Ho capito che ti amo в варианте звезды прозвучал в драме «Герой семьи».
В детективном водевиле «Восемь женщин» актриса пела и сама, и вместе с остальными партнершами, голос артистки можно услышать в шлягере старых лет Toi Jamais. Между прочим, выпускала Катрин Денёв песни и в формате полноценного студийного альбома. И эти композиции не имеют никакого отношения к фильмам. Речь идет о пластинке Souviens-toi de m’oublier, увидевшей свет в 1981 году. И на последнем показе Ива Сен-Лорана она исполнила грустную и удивительно трогательную песню.
Мать и бабушка
Катрин на протяжении много лет настаивает на обращении «мадемуазель Денев». Тем не менее, замужем она однажды была – совсем недолго. Избранником актрисы в 1965 году стал фотограф Дэвид Бейли. С другими мужчинами ее жизни Катрин не связывали узы брака.
Первой любовью Катрин в молодости стал режиссер Роже Вадим, у которого она снималась в фильме «Грех и добродетель». На тот момент девушке едва исполнилось 17, а партнер актрисы оказался старше на 15 лет. Катрин потеряла голову, сбежала из дома и переехала в квартиру возлюбленного. Денёв родила Роже сына Кристиана.
Оставаясь миссис Бейли, актриса завязала серьезный роман с итальянским актером и режиссером Марчелло Мастроянни. Вместе с ним она снималась в фильме «Лиза» и родила ему второго ребенка, дочь Кьяру.
Дети Катрин пошли по стопам знаменитой матери несмотря на то, что она от этой идеи была не в восторге. Сын стал звездой драмы «Обретенное время» и много играет в театрах, а у Кьяры Мастроянни фильмография и вовсе огромна. Известны роли в картинах «Славные ублюдки» и «Моя девочка не хочет…». Благодаря наследникам актриса уже шесть раз стала бабушкой: у нее четыре внучки и два внука.
Катрин Денев с дочерью Кларой Мастроянни
Катрин Денев и сегодня продолжает восхищать и вдохновлять, несмотря на возраст. Теперь – спокойным и довольно гедонистическим отношением к жизни. Она умеет наслаждаться вкусной едой, приятным общением, работой в саду и долгими прогулками на природе, она из тех, кто знает толк и в знаменитом итальянском dolce far niente – то есть «сладком ничегонеделании». А также продолжает сниматься: в 2021 году Денёв появилась в картине Эмманюэль Берко «При жизни», где сыграла главную роль.