«Из Жанны д’Арк родился Саят-Нова»: история о том, как Сергей Параджанов выбрал Софико Чиаурели на роль великого ашуга - RadioVan.fm

Онлайн

«Из Жанны д’Арк родился Саят-Нова»: история о том, как Сергей Параджанов выбрал Софико Чиаурели на роль великого ашуга

2021-09-24 21:51 , Минутка истории, 711

«Из Жанны д’Арк родился Саят-Нова»: история о том, как Сергей Параджанов выбрал Софико Чиаурели на роль великого ашуга

Сергей Параджанов знал Софико Чиаурели ещё ребёнком, он дружил с её отцом и старшим братом. Судьбой было предопределено, что именно она, грузинская актриса, в будущем сыграет главную роль в его завораживающей кинопритче, повествующей об армянском поэте Саят-Нове. «Он подарил мне самую большую радость в моей творческой жизни — „Цвет граната“», — спустя время вспоминала Софико Чиаурели, вошедшая в историю армянского кино не только ролью Саят-Новы. Прекрасны её Турванда из «Пощёчины» Генриха Маляна, за которую она получила звание Народной артистки Армянской ССР, и Аревик из телевизионной драмы Аркадия Айрапетяна и Арнольда Агабабова.

Сергей Параджанов и Софико Чиаурели на съёмках фильма «Цвет граната»

Решение доверить роль великого армянского поэта Софико Чиаурели рождалось на глазах Левона Григоряна, близко знавшего Параджанова. «Бережно сохранённая в архиве мятая бумажка. Из уличного плаката вырезано лицо актрисы. Красивое, умное, одухотворённое. Тайно вырезал из афиши и под большим секретом показал её мне Параджанов, — рассказывает Григорян в своей книге «Параджанов». — До сих пор в памяти испуганный шёпот: „Я нашёл Саят-Нову…“ Чтобы оправдать доверие, я тут же спрятал бумажку: было велено никому пока не говорить».

С вырезанного клочка театральной афиши смотрело лицо начинающей актрисы Софико Чиаурели, игравшей Жанну д’Арк в «Жаворонке» Жана Ануя. «Именно это сочетание мужественности и одухотворённости и подсказало Параджанову его „сумасшедшее“ решение. Вот так из Жанны д’Арк родился Саят-Нова», — пишет Левон Григорян.

Софико Чиаурели в роли Жанны д’Арк в пьесе Жана Ануя «Жаворонок», 1967 год

На время о клочке афиши забыли. Начали искать актёров-мужчин. «А коварная бумажка шептала: „Не то, не тянет, я лучше“. Как найти в одном лице сочетание лиричности и смелости, одухотворённости и обречённости, желание сгореть, принести себя в жертву? — продолжает Григорян историю поисков Саят-Новы. — Наконец Параджанов, убедившись, что дальнейшие поиски актёров бесполезны, выдохнул своё знаменитое «Я так вижу!». Дальнейшее известно: шквал, буря и натиск, победа!» Так Софико Чиаурели предстала в образе юного поэта Саят-Новы. (Весь жизненный путь поэта «проходят» четыре актёра: детство поэта — Мелкон Алекян, юность поэта — Софико Чиаурели, поэт в монастыре — Вилен Галстян, старость поэта — Георгий Гегечкори).

Софико Чиаурели в фильме Параджанова ждала не одна роль. Всего их было шесть — и мужских, и женских. «Я просто опешила — решила, что он шутит. Как можно предложить такое серьёзно? Потом, когда поговорила с ним и прочла сценарий, поняла, что это возможно, хоть до последнего момента всё ждала, что он передумает — вот начнёт съёмки и станет набирать актёров…» — вспоминала Чиаурели, сыгравшая в «Цвете граната» юного Саят-Нову, его возлюбленную царевну Анну, музу поэта, мима, ангела Воскресения и монахиню.

«Это было совершенно новое качество работы… В фильме я не говорю ни слова… Пластика… Только пластика и глаза… Он мыслил исключительно пластически. Через пластику выражал все свои мысли и чувства», — рассказывала Софико Чиаурели, говоря о процессе создания образа в фильме Сергея Параджанова. По её словам, работать с ним ей было легко. «Ему нравилось всё, что я делала», — делилась актриса, отмечая, что никогда — ни в театре, ни в кино — у неё не было такого единения и взаимопонимания с режиссёром, как с Параджановым. «Он говорил, что я его талисман. Даже в картинах, где мне делать нечего, он находил какой-нибудь проход, какую-то мелочь… Писал мне: „Без тебя снимать не буду, не буду!“»

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть