Порой известные картины несут в себе некую загадочную силу и энергетику, причем отрицательную. Их окрестили роковыми картинами: одни полотна приносили несчастья самому автору, другие — натурщикам, владельцам картин или даже впечатлительным зрителям. Такие истории хорошо рассказывать на ночь, — нечто вроде живописных баек в полнолуние. Где правда, а где вымысел, и где грань между ними?
Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. Врубель и раньше обращался к этой тематике, иллюстрируя произведение Лермонтова Демон. После написания последней картины, у художника ухудшается физическое, а также психическое состояние. Картину «Демон поверженный», которая уже висела на выставке, он все пытался улучшить, дописывая ее на глазах у изумленных посетителей. Появилась легенда о том, что мастер, работая над полотном, продал душу дьяволу. Но сам автор разграничивал понятия «черт», «дьявол» и «демон». В отличие от черта и дьявола темных сил, демон для него обозначал и символизировал человеческую душу, опутанную страстями и грехами, страхами и надеждами. Врубель все не мог передать того, что творилось в его душе — все рисовал и перерисовывал полотно, пока не лег в больницу и вскоре умер.
Демон поверженный, Михаил Врубель, 1902г
Также мистической силой обладает картина Эдварда Мунка «Крик» (созданная в промежутке между 1893 и 1910 гг.). На ней изображено бесполое страдающее существо, застывшее в немом, душераздирающим крике. Мы знаем массу пародий на каноническое полотно, и привыкли поглядывать на него снисходительно. И, конечно, вокруг этого полотна расползаются различные слухи и легенды - такова сила «Крика»!
Крик. Эдвард Мунк, 1893г
Множество людей, которые приняли его близко к сердцу и как бы взаимодействовали с картиной, впоследствии заболевали, в их семьях случалось несчастье. Так, один из служащих музея случайно уронил полотно, после чего у него начались страшные головные боли, вследствие чего он покончил с собой. Другой сотрудник, который тоже не удержал картины, через неделю попал в автокатастрофу. Посетители, которые дотрагивались до полотна, рассказывали свои страшные и печальные истории…
Картины известного русского художника Ильи Репина приобрели мистическую славу ещё во время их написания. Большинство натурщиков, которые позировали мастеру, вскоре умирали. Среди них были как известные и высокопоставленные люди (Мусоргский, Писемский, Пирогов, Тютчев, Столыпин и другие), так и простой люд. Одна из самых жестоких и натуралистических картин художника — «Иван Грозный убивает своего сына» (1893−1895 гг.), — изображала убийство настолько реалистично, что при созерцании картины людям становилось дурно, а иконописец Абрам Балашов порезал полотно ножом, а вскоре скончался.
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года. Фрагмент. Илья Репин, 1885г
Образ царя был написан с художника-поэта Григория Мясоедова, который в гневе чуть не убил собственного сына, а прототипом царевича стал литератор Всеволод Гаршин, который со временем сошел с ума и покончил с собой, упав с лестницы. Гаршин разбил голову именно в том месте, где зияла рана у царевича на полотне. Можно назвать эти события совпадениями, но после них было множество других натурщиков, с подобными историями и несчастливыми финалам.
Так, в 1903 году была написана картина «Торжественное заседание Государственного совета», а через несколько лет началась революция, в которой пострадали все чиновники, изображённые на полотне. Одни лишились постов и статусов, другие - жизни. Что, впрочем, неудивительно.
Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения. Илья Репин, 1903г
Продолжение следует…
Источник – artсhive.