Большую часть жизни норвежский художник Мунк работал над большим циклом «о любви, жизни и смерти», который он назвал «Фриз жизни». В него входят все самые известные и знаковые работы художника, в том числе и картина «Крик», о которой и пойдет речь в нашей публикации. Все картины художника – трагические, нервные, обреченные, полные оправданных и необъяснимых предчувствий, выстроеные на жестком контрасте цвета, резкости форм, неотвратимой ритмичности композиции.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк родился в норвежском городе Лётен, в семье военного врача, 12 декабря 1863 года. Мунк — человек севера: со сложным противоречивым характером, со слабым здоровьем и повышенной чувствительностью к переменам природы и погоды. Только здесь, на севере, и мог зародиться экспрессионизм — страстный, нервный, глубокий, оппонирующий легкому южному импрессионизму.
Критики не щадили Мунка: издевательства над его художественными приемами и отдельными картинами часто были ядовитыми и изощренными. Но при этом его можно назвать настоящим счастливчиком — он продал первые картины в 18 лет и стал первым норвежским художником, чья персональная выставка прошла в Осло, когда Мунку было тогда всего 26! Со скандалом открылась и быстро закрылась и первая персональная выставка Эдварда Мунка в Берлине в 1892 году. Но с каждым новым скандалом к художнику приходит признание и уважение коллег, друзей-литераторов, известных и богатых ценителей искусства.
Странности характера и поведения художника — это проявления внутренней свободы, искреннего и не связанного канонами творчества.
«Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви», — мечтал Мунк.
С 1913 года начинаются поистине успешные годы художника Мунка, что, впрочем, не делает его счастливым и спокойным. С картинами он расстается трудно, удачные продает с болью, неудачные – с отчаяньем. Цены на его работы растут с каждым годом. Мунка приглашают расписывать актовый зал университета в Осло, ратушу, театр, создавать декорации к ибсеновским пьесам, его зовут с выставками в Париж, Вену, Прагу, Мюнхен, Дрезден, Копенгаген, а также в Англию и даже в Америку.
Эдвард Мунк, «Автопортрет между часами и кроватью»
Но умирает Эдвард Мунк в 1944 году в полном одиночестве, - в своем особняке, в городе, оккупированном немцами. Теми немцами, которые, оказавшись у власти, брезгливо избавились от полотен Мунка, распродав их из немецких музеев в частные коллекции.
«Крик» - одно из самых узнаваемых арт-изображений в мире
«Крик» — не одна-единственная картина, это название серии работ прославленного норвежца. Самаяранняя графическая версия знаменитого произведения датируется 1893 годом.
Благодаря своей выразительной силе работа считается антецедентом экспрессионистского движения, к которому относятся и другие шедевры художника — «Танец жизни», «Поцелуй», «Мадонна», «Девушки на мосту», «Вампир», «Созревание».
Как же родилась идея столь пронзительного полотна?
В 1891 году художник вместе с друзьями гулял на смотровой площадке на холме Экеберг, откуда можно было увидеть завораживающий пейзаж Осло. В своем дневнике он писал:
«Я шел по улице с двумя друзьями, во второй половине дня. Внезапно небо стало кроваво-красным, и я почувствовал озноб в теле. Мою грудь сдавила душераздирающая боль. Языки огня, как кровь, покрывали черный и голубоватый фьорд и город. Мои друзья продолжали идти, а я остался там, дрожа от страха. И я услышал, как бесконечный крик пронзил природу».
Художественным отражением того момента поначалу стала картина «Отчаяние» 1892 года.
«Отчаяние»
В ней на переднем плане появляется мужчина в полукруглой шляпе в аналогичном сценарии. Тем не менее, Мунк продолжал экспериментировать и нарисовал новую картину с тем же названием, лицо человека на этот раз передавало куда более печальное выражение, а сама сцена казалась мрачной.
Продолжение следовало... Художник делал один за другим все новые наброски. Вскоре центральная фигура стала андрогинной, а сам персонаж с выражением глубокой скорби, хватался за голову…
«Крик», 1893г.
Сегодня о картине «Крик» знают все, даже далекие от изобразительного искусства люди, которые и не сразу вспомнят фамилию художника. «Крик» стал страшным символом 20 века, многократно повторенный в массовой культуре, написанный на рубеже веков и перерисованный тысячу раз рекламщиками, аниматорами, киношниками и графическими дизайнерами. Такая неоднозначная популярность могла настичь шедевр мировой живописи только в одном случае: когда в нем на предельной мощности звучит техника, эмоция и идея.
Есть, должно быть, какое-то глубокое психологическое объяснение тому, что самые важные свои картины Мунк повторял по несколько раз в течение всей жизни. Писал и писал заново одни и те же сюжеты. Но в истории с «Криком» самым важным смыслом четырех копий (плюс литография) можно смело считать смысл экономический и авантюрно-криминальный. Та навязчивость, с которой художник повторял один и тот же сюжет в разных техниках и в разные периоды своей жизни, дала возможность обзавестись знаменитым полотном не только двум главным музеям Осло, но и частному коллекционеру – за рекордные на тот момент деньги. 2 мая 2012 года за 119 млн. 922 тыс. 500 долларов обладателем пастельной авторской копии «Крика», созданной в 1895-м году, стал американский бизнесмен Леон Дэвид.
«Крик», 1895г.
По одной копии «Крика», выполненной на картоне в смешанной технике с использованием масла и темперы, находятся в экспозиции Национальной галереи Осло и в Музее Мунка (версия в 1910 года).
«Крик», 1910г.
В Музее Мунка есть еще один «Крик» - написанный пастелью в 1893-м.
Причем из обоих музеев картины однажды пытались украсть.
Впервые знаменитое полотно похитили в 1994 году из Национальной галереи: на всю авантюру понадобилось меньше минуты – разбить окно, снять картину, отключить сигнализацию. Похититель в записке поблагодарил охрану за плохую работу, но у той было серьезное оправдание – как раз в это время шла трансляция открытия зимних Олимпийских игр в Норвегии.
Второе похищение «Крика» Эдварда Мунка совсем не похоже на захватывающий интеллектуальный арт-детектив. В 2004-ом грабители просто ворвались в Музей Мунка среди бела дня, угрожая оружием смотрителям и посетителям, и сорвали со стены «Крик» и «Мадонну». Прошло два года, прежде чем слегка поврежденные полотна вернулись на свое место.
Но история этого произведения связана не только с его немалой стоимостью, сколько с тем магическим воздействием, которое оказывает «Крик» на зрителя. Поговаривают, что все четыре копии картины прокляты, что они приносят боль и страх. Но самые главные колдовские приемы в этой картине – это, конечно, цвет и линия.
Часть исследователей считает, что «Крик»— это отчаяние природы, которую олицетворяет главная фигура. Другие приписывают шедевру уникальное достижение: захват звука с помощью визуального ритма. Отсюда и один из главных арт-дебатов вокруг этой картины — кричит ли фигура или слышит крик?
Материал подготовила: Тамара Хачатрян