Начиная с 1890 года в творчестве Михаила Врубеля начинают появляться демоны. Примечательно, что к этим образам он впервые обращается в Киеве, во время работы над росписью стен Кирилловской церкви. Возможно, этому способствовали душевные терзания, связанные с неразделенной влюбленностью в жену заказчика росписи, Эмилию Прахову.
Константин Коровин вспоминал, как он однажды заметил на груди Врубеля во время купания в водоеме жуткие шрамы, на что тот ответил, что таким образом пытался избавиться от мучений несчастной любви: «Я любил женщину, она меня не любила – даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Чтобы забыться от неудач в делах сердечных, Врубель отправляется в Одессу, где приступает к осуществлению давнишнего замысла по написанию Демона. Один из первых вариантов картины (поясное изображение Демона на фоне гор) увидел отец художника, Александр Михайлович, когда приехал навестить сына в Киев. Она вызвала у него отвращение: «Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной», – писал он. Врубель-старший высказал сомнения в том, что картина будет иметь успех у членов Академии художеств и простых ценителей живописи, и художник уничтожил картину.
Он вновь возвращается к теме демонов во время работы над иллюстрациями к двухтомнику Лермонтова, выход которого был запланирован к юбилею писателя. 10 апреля 1891 года издание увидело свет, и тут же начало собирать жесткие критические отзывы в прессе: рисункам Врубеля вменялись «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».
Демон летящий
Выполненные черной акварелью, на самом деле они показали виртуозность художника, его способность доходчиво изъясняться при помощи всего двух цветов: черного и белого.
Голова демона
Внешность Демона на иллюстрациях к поэме Лермонтова напоминает облик, который Врубель писал параллельно с ними на картине «Демон сидящий». Художник рассказывал о работе над ней в письме своей сестре Екатерине: «Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» – полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Михаил Врубель. Демон сидящий, 1890г
Врубель работал над сидящим Демоном в Москве, в доме мецената Саввы Мамонтова. Серов вспоминал, как тот прорабатывал задний план картины: раздобыл несколько фотоснимков с горными пейзажами и раскладывал их в разной последовательности, чтобы представить себе идеальный фон для сумрачной фигуры. Врубель описывал своего героя так: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Весь его облик наполнен силой: мускулистое тело, крупные черты лица и волевой подбородок, мощная шея контрастируют с огромными печальными глазами и по-женски чувственным ртом.
Вся картина похожа на один огромный драгоценный камень, переливающийся тысячами граней. Такой эффект возникает благодаря особой технике, которую применял художник: он наносил краску мастихином плоскими, широкими и короткими мазками. Сестра Врубеля вспоминала, что он увлекся красотой кристаллов еще во время обучения в гимназии, где выращивал их на занятиях по естествознанию.
Демоны не оставляли Врубеля в покое, и спустя годы он вновь и вновь будет возвращаться к этой теме. В 1899 году он пишет «Демона летящего»: картина не была окончена, но на ней просматривается похожий андрогинный облик, как на «сидящей» версии.
Михаил Врубель. Летящий Демон, 1899г
А два года спустя он начинает работу над «Демоном поверженным». В 1902 году картина принимает участие в выставке художественного объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Врубель был буквально одержим полотном и каждое утро, пока было мало посетителей, он приходил переписывать его, стирая одни краски и накладывая другие, подправляя задний план и позу своего героя.
Михаил Врубель. Демон поверженный, 1902г
Но более всего ему не давала покоя внешность последнего Демона. Александр Бенуа писал о мучительных попытках художника справиться с приступом перфекционизма: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».
То ли Демон окончательно свел художника с ума, то ли лихорадочная работа над картиной была предвестником надвигающегося психического расстройства, но вскоре после этого Врубель попал в психиатрическую клинику, и продолжал лечиться в разных заведениях до конца жизни.
Источник – arthive.