«Для меня искусство дирижера обладает большой притягательной силой по многим причинам. Во-первых, исполнительством я всегда увлекался с юных лет. Во-вторых, что может быть увлекательнее возможности самому «озвучивать» свои сочинения таким замечательным инструментом, каким является оркестр? И, наконец, это – еще одна форма общения с самой широкой аудиторией…» Арам Хачатурян
Имя композитора Арама Хачатуряна хорошо знакомо любителям классической музыки по всему миру. Маэстро писал такие замечательные произведения, что многие из них после премьерного исполнения мгновенно становились популярными. Искрометный «Танец с саблями» из балета «Гаянэ», восхитительный «Вальс» из сюиты к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», блестящий «Концерт для скрипки с оркестром» - это мизерный перечень произведений, которые покорили сердца слушателей не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Несмотря на всю славу выдающегося композитора, Хачатурян всегда мечтал о том, чтобы самому исполнять свои оркестровые произведения, репетируя с небольшими оркестрами драматических театров, к которым он писал музыку. В 1950 году он становится, наконец, за пульт и дирижирует своими произведениями на концертных эстрадах многих стран мира.
А все началось однажды весной – с одного звонка.
Хачатуряну как-то позвонили и сказали, что в честь избрания академика Вавилова в депутаты, состоится концерт, которым должен дирижировать именно он, композитор. В этот вечер в программу концерта входили финал Скрипичного концерта (в исполнении Леонида Когана) и отрывки из балета «Гаяне».
Такое предложение было совершенно неожиданным, и Хачатурян чуть было не отказался. Волновался, по собственному признанию, весь день, однако все прошло хорошо, даже успешно.
«Вот с этого весеннего дня я и был «отравлен» дирижированием», – вспоминал Хачатурян.
Размах дирижерской деятельности Хачатуряна расширялся из года в год. Дебют его на симфонической эстраде состоялся 10 февраля 1950 года, а уже летом того же года его ждал договор на 15 концертов по городам СССР.
Гастролируя в крупнейших городах Союза, Хачатурян стремился дирижировать и там, где, по его выражению, «не ступала еще нога симфонического оркестра». Регулярные встречи с преподавателями и студентами музыкальных заведений, с артистами самодеятельности, а также с простыми тружениками придавали поездкам Хачатуряна не гастрольный, а, скорее, пропагандистский характер.
Уже в первых рецензиях на дирижерские выступления Хачатуряна подчеркивалась выразительная пластика рук Арама Ильича, умение лепить форму целого, замечательное внутреннее ощущение ритма.
Вскоре состоялся и первый зарубежный дебют. Находясь в 1950 году в Риме, Хачатурян принял предложение руководства Римского радио провести концерт с местным оркестром. «Итальянская критика тепло приняла меня, назвав, очевидно, по неведению, «опытным маэстро», – вспоминает Арам Ильич. – Этот весьма лестный эпитет придал смелости, и с тех пор все зарубежные поездки я стал совмещать с авторскими концертами».
В работе с оркестром проявились врожденный артистизм Арама Хачатуряна, его талант, яркая исполнительская одаренность, большая творческая воля, поразительная работоспособность и прочный профессионализм.
«Под его палочку было удобно играть. Он умел зажигать артистов оркестра и солистов, он всегда точно знал, чего хотел. Его дирижерская воля безотказно впечатляла слушателей», – вспоминает о дирижерском умении Хачатуряна знаменитый скрипач Виктор Пикайзен.
Гастроли соответствовали и темпераменту Хачатуряна: динамичности его натуры и жажде общения с людьми. Он как-то подчеркнул в беседе, что обрел за океаном новых друзей. Жизнь одаривала Арама Ильича массой интереснейших встреч – с королевой Бельгии Елизаветой и папой римским Иоанном ХХIII, с Яном Сибелиусом, Артуро Бенедетти Микеланджели, Эрнестом Ансерме и Надей Буланже, Чарли Чаплином, Софи Лорен и Эрнестом Хемингуэем…
Арам Хачатурян с Ниной Макаровой в гостях у Хемингуэя
Прага, Варшава, Берлин, София, Будапешт, Бухарест, Вена, Париж, Рим, Брюссель, Лондон, Хельсинки, Лейпциг, Зальцбург, Рейкьявик, Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Токио, Каир, Бейрут, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Гвадалахара, Каракас, Гавана, Мехико, Осака, Нагасаки, Киото, Александрия, Льеж, Кордова, Люксембург, Сан-Паулу, Манчестер, Болонья, Акапулько… Вот далеко не полный список городов, где выступал Хачатурян. Его концерты проходили с неизменным успехом, способствуя укреплению международных культурных связей.
«Композитор дирижировал обширной программой внешне спокойно, но охваченный пылом внутреннего горения. Концерт стал выдающимся событием нашей музыкальной жизни… Публика приветствовала Хачатуряна долгой овацией, к которой присоединились фанфары оркестра». Газета «Хельсингах Саномат» (16 апреля 1955 г.)
«Хачатурян ставит своей задачей волновать музыкой слушателей. Сам композитор не делал тайны из своих намерений. Он говорит: «Музыка – это дело сердца». Вчерашний концерт продемонстрировал, что композитор понимает эту задачу…». «Юманите» (29 марта 1960 г.)
«Он дирижировал оркестром так, что лучшего и нельзя было желать. Его жест ясен и точен, его движения зажигают как исполнителей, так и слушателей. Оркестр звучал так, как нам уже давно не приходилось слышать. Успех – выдающийся…». «Паэзе Сера» (8 апреля 1963 г.)
В публикации использованы материалы khachaturian.am.