История одного шедевра: в «Концерте для скрипки с оркестром» Арам Хачатурян с живописной красочностью отразил природу и жизнь своей любимой Армении - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: в «Концерте для скрипки с оркестром» Арам Хачатурян с живописной красочностью отразил природу и жизнь своей любимой Армении  

2020-07-13 22:20 , История Одного Шедевра, 358

История одного шедевра: в «Концерте для скрипки с оркестром» Арам Хачатурян с живописной красочностью отразил природу и жизнь своей любимой Армении

Арам Хачатурян – известный армянский композитор, чьё имя золотыми буквами вписано в мировую историю музыкальной культуры. Он является автором многих замечательных сочинений, и есть среди них жемчужины, которые мгновенно покоряют сердца слушателей. Одним из таких творений Хачатуряна является «Концерт для скрипки с оркестром» - произведение, в котором композитор с живописной красочностью отразил природу и жизнь своей любимой Армении.

История создания

К 1940 году Арам Хачатурян был уже известным композитором, сочинявшим свои произведения в самых различных жанрах. Ещё обучаясь в классе Николая Яковлевича Мясковского, он стал автором многих признанных творений. В 1940 году в жизни Арама Хачатуряна всё складывалось хорошо. Творческая работа доставляла ему большое удовольствие. Он был счастлив в браке с Ниной Макаровой, на которой женился в 1933 году. Кроме того, в семье композитора все ожидали радостное событие: Араму и Нине предстояло стать родителями.

Арам Хачатурян с женой Ниной Макаровой

Летом, за пару месяцев до рождения ребёнка, чета Хачатурян на время перебралась в хорошо обустроенный Дом творчества находящейся в Старой Рузе. И там, наслаждаясь жизнью и вдохновляясь красивой природой, композитор задумал написать концерт для скрипки с оркестром, который станет одним из самых выдающихся сочинений Хачатуряна.

Работа над новым произведением проходила очень легко, можно сказать на одном дыхании. Не прошло и двух месяцев, а концерт был уже завершён. Араму не терпелось показать своё новое детище тому, для кого он предназначался, то есть своему другу, молодому, но уже всемирно известному скрипачу Давиду Ойстраху.

Арам Хачатурян и Давид Ойстрах

Без приглашения, приехав к музыканту на дачу, композитор сразу направился к роялю. Музыка, которую заиграл Хачатурян, была настолько завораживающей и колоритной, что на всех присутствующих произвела сильное впечатление. Получив ноты произведения, Ойстрах тут же принялся его разучивать и через три дня нанёс ответный визит композитору. Давид приехал в Старую Рузу, чтобы сыграть концерт, то есть показать автору его творение. Моментально собравшиеся слушатели были сильно восхищены не только искрящейся музыкой композитора, но и фееричным исполнением Давида Ойстраха.

Премьерное исполнение концерта состоялось осенью того же года. В Москве 16 ноября в только что открывшийся концертный зал им. Чайковского пришла авторитетная публика. Среди слушателей можно было увидеть Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Николая Яковлевича Мясковского, которые собрались послушать новое произведение Арама Хачатуряна – «Концерт для скрипки с оркестром». Произведение произвело на слушателей огромное впечатление. Успех был грандиозным. Вскоре «Концерт» в столице повторили ещё два раза, а затем его услышали ереванцы, ленинградцы, тбилисцы, киевляне и одесситы. Популярность произведения росла со стремительной скоростью не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Концерт для скрипки Арам Хачатурян посвятил своему другу Давиду Ойстраху.

Содержание

«Концерт для скрипки с оркестром» Арам Хачатурян написал в традиционной классической форме, включающей в себя три части: искрящееся сонатное аллегро, лирическое анданте и праздничный финал.

Первая часть (Allegro con fermezzo) начинается кратким, девятитактовым вступлением. Его торжественный и гордый мотив включает в себя секундовые и терцовые интонации, весьма характерные для армянской музыки. Также необходимо обратить внимание на тональную неустойчивость начальных тактов произведения. Первые звуки настраивают на Си-бемоль мажор, затем гармония начинает гулять по разным тональностям и вдруг неожиданно приводит к основной тональности - ре минору.

Затем на первый план выходит солирующая скрипка. Начинается радостная и энергичная главная партия экспозиции. Несмотря на господствующую виртуозность, тема отличается большой мелодичностью: в ней явно прослушиваются интонации народных армянских мотивов. Вскоре быстрый темп начинает замедляться, музыка успокаивается. Такое связующее построение подводит к импровизационной побочной партии, напоминающей песню поэта-ашуга. Украшенная хроматизмами нежная мелодия звучит в сопровождении монотонно баюкающего синкопированного аккомпанемента, похожего на звучание бубна.

Разработка первой части включает в себя два раздела, а также развёрнутую каденцию солирующей скрипки. Теперь весь звучащий ранее тематический материал, посредством вариационных преобразований, подвергается интенсивному развитию. Он становится более волевым и колоритным. Мотивы побочной партии наполняются энергией, а главная партия приобретает лирический оттенок. В среднем разделе разработки (Meno mosso) обе эти темы сближаются и звучат вместе: оркестр играет преобразованную побочную партию, а на неё в исполнении солирующей скрипки укладывается изменённая главная партия. Дальнейшее интенсивное развитие всего музыкального материала подводит к яркой кульминации первой части. Разработка завершается большой виртуозной каденцией, в которой темы экспозиции вновь получают активные преобразования.

В репризе (Allegro con fermezzo) тематический материал экспозиции представлен в том же тональном соотношении: ре минор – главная партия и ля мажор – побочная. Все темы получают динамичное развитие, энергично варьируются, оплетаясь подголосками. Первая часть завершается развёрнутой кодой, в которой господствующее положение занимает стремительная тема главной партии.

Вторая часть «Концерта» (Andante sostenuto) - это красивая задушевная «песня», чарующе звучащая на фоне удивительного горного пейзажа. Всё начинается со вступления, в котором фагот, а затем кларнет, подражая армянскому музыкальному инструменту дудуку, исполняют мотив, напоминающий наигрыш ашуга. Далее с проникновенной и нежной мелодией вступает солирующая скрипка. Изящное вальсовое оркестровое сопровождение выразительно подчёркивает её восточный характер. Поначалу музыка звучит негромко и сдержанно, но затем, постепенно воодушевляясь, напев становится более вдохновенным. В среднем разделе части на первый план выходит импровизационный наигрыш, звучащий во вступлении. Он разнообразно варьируется, постоянно меняя характер своего звучания. Затем начинается реприза, в которой обворожительная песенная тема получает динамичное развитие.

Третья часть. Финал (Allegro vivace) - это яркая картина весёлого народного праздника. Так же, как и в первой части, музыка финала начинается с темпераментного вступления. Далее вступает жизнерадостная тема, которая в процессе развития наполняется всё большей энергией. Создаётся впечатление, что собравшийся народ исполняет массовый танец. И даже следующая затем лирическая мелодия продолжает звучать в ритмическом танцевальном сопровождении.

Особое внимание следует обратить на коду финала. Композитор построил её на темах из первой части и тем самым объединил своё сочинение в единое целое.

P. S.

«Концерт для скрипки с оркестром» Арама Хачатуряна – это произведение является одним из самых популярных и выдающихся музыкальных сочинений на сегодняшний день во всём мире. Многие скрипачи мечтают иметь его в своём репертуаре, но, к сожалению, не всем это по силaм.

В публикации использованы материалы soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть