Моцарт Елисейских полей: основоположник жанра оперетты Жан Оффенбах умел виртуозно подбирать ключи к сердцам зрителей - RadioVan.fm

Онлайн

Моцарт Елисейских полей: основоположник жанра оперетты Жан Оффенбах умел виртуозно подбирать ключи к сердцам зрителей  

2020-06-20 21:44 , Немного О..., 2733

Моцарт Елисейских полей: основоположник жанра оперетты Жан Оффенбах умел виртуозно подбирать ключи к сердцам зрителей

Ещё при жизни выдающийся французский композитор получил второе, не менее звучное и запоминающееся имя. С лёгкой подачи Джоаккино Россини, его называли Моцартом Елисейских полей. Действительно, несмотря на немецкое происхождение, именно во Франции Жак Оффенбах получил наивысшее признание, а его талант был по достоинству оценён как критиками, так и публикой. Будучи основоположником жанра оперетты, этот выдающийся музыкант умел виртуозно подбирать ключи к сердцам зрителей, жадных до занимательных театральных представлений с выраженным лирическим и социальным подтекстом.

Краткая биография

Жак Оффенбах родился в немецком городе Кёльн в 1819 году, 20 июня. У четы Эберст (настоящая фамилия отца Жака) на тот момент уже был шестеро детей. В дальнейшем в семье появилось ещё трое малышей, но далеко не все наследники сумели проявить интерес и способности к музыке, несмотря на то, что родители были не чужды искусству. Исаак Эберст, еврейский кантор, играл на скрипке и преподавал пение. Прежде, чем посвятить жизнь служению в синагоге, он зарабатывал на жизнь, занимаясь книжной реставрацией.

В шестилетнем возрасте Жак принялся понемногу осваивать азы мастерства игры на струнном инструменте и весьма преуспел. Через 2 года мальчик уже начал сочинять песни, а когда ему исполнилось 9 лет, родители решили, что сыну следует переключить внимание на виолончель. Мать с отцом посчитали, что скрипка отнимает у ребёнка слишком много сил: у Жака с детства было слабое здоровье. Игра на виолончели увлекла подрастающего мальчика, уже через год он безупречно исполнял партии из квартетов Йозефа Гайдна, а в 13 лет Жак Оффенбах впервые выступил на сцене концертного зала в Кёльне, где исполнил оригинальные произведения.

Молодой Оффенбах с виолончелью, 1840-е

В 1833 году Жак начал обучение в Парижской консерватории. В высшем учебном заведении существовало правило: не принимать в классы студентов иностранного происхождения. Однако Жаку посодействовал отец. Он буквально умолял знаменитого педагога Луиджи Керубини послушать пьесу своего сына в авторском исполнении. В итоге Жак был зачислен на курс, но проучился в Париже всего год: Оффенбаху не нравилось посещать занятия, ввиду чего он пропускал много уроков и игнорировал предписания.

В 1844 году Жак женился. В Эрмини Д’Алькан, дочь испанского военного, возглавлявшего ряды реакционной партии, композитор влюбился с первой встречи. Она состоялась в конце 30-х годов в одном из салонов, завсегдатаем которых являлся Оффенбах. Однако с предложением руки и сердца композитор не спешил, так как был не уверен в собственной финансовой состоятельности. В 1844 году талантливый музыкант существенно поправил материальное положение, совершив турне по Великобритании. В Лондоне композитора приняли чрезвычайно тепло, это был абсолютный триумф, гений Оффенбаха в прессе не помедлили сравнить с абсолютным вдохновением, а самого музыканта назвали «удивительным виолончелистом», чьё исполнение порождает удовольствие.

Жан Оффенбах с семьей

В 1849 музыкальная деятельность Оффенбаха стала стремительно развиваться. Вскоре он получил должность дирижёра во французском государственном театре «Комеди Франсез». В Opera-Comique Жак числился в качестве виолончелиста, однако его служба в этом заведении постоянно была отмечена неоднозначными, скандальными ситуациями. Постоянные штрафы, ввиду которых у музыканта практически не оставалось заработных средств, и недовольство репертуаром подтолкнули Жака к увольнению.

В 1855 году Оффенбах основал собственный театр и навал его Bouffes-Parisiens. Первоначальный репертуар состоял из пантомим и музыкальных миниатюр, впоследствии основу составили оперетты.

Театр Буфф-Паризьен

В 1858 году, после успешной премьеры «Орфей в аду», в жизни Оффенбаха начался сложный период. Композитор был вынужден столкнуться с неоднозначной реакцией на своё произведение. Негативные отзывы критиков, как ни странно, в выгодном ключе оттеняли восторг публики, привлекая ещё больше внимание заинтересованной общественности к оперетте и её автору.

Разгоревшаяся в 1870 году Франко-Прусская война буквально загнала Оффенбаха в тупик, ввергнув в нравственную и фактическую безысходность. Французы увидели в деятеле искусства идеологического врага, ввиду его происхождения, а немцы повсеместно обвиняли Жака в измене Родине и шпионаже. Театр под руководством Оффенбаха был признан банкротом, чтобы покрыть финансовые задолженности, композитор отправляется на гастроли в США, где его встречают на удивление гостеприимно и непредвзято. В конце 70-х годов Жак возвращается в Париж, где снова плодотворно работает, несмотря на слегка угаснувший интерес публики к его произведениям.

В последние годы Оффенбах посвятил своё время работе над оперой «Сказки Гофмана», но закончить её не успел. 5 октября 1880 года французский композитор умер. Причиной стал приступ асфиксии. Оффенбаха похоронили в северном районе Парижа, в границах некрополя Монмартр.

Могила Оффенбаха на Кладбище Монмартр

Творчество Жака Оффенбаха

В 30-х годах XIX века карьера Оффенбаха в искусстве только начинала набирать обороты. Этот период отмечен работой в оркестре, а также сотрудничеством с немецким композитором Фридрихом фон Флотовым, представителем романтического направления в музыке того времени.

К середине 50-х годов Оффенбах уже был владельцем собственного концертного зала, однако всё ещё вынужден был мириться с консервативной цензурой, регламентирующей структуру и содержание произведений для театральных постановок. В это время творческие работы Оффенбаха весьма удачно «вписывались» в надлежащие правила, а потому с завидным постоянством представлялись на суд зрителей. Спектакли в жанре оперетты должны были состоять из одного акта, а количество действующих лиц ограничивалось тремя персонажами, участие хора в постановках было исключено. Первый показ произведения «Орфей в аду», состоявшийся в 1858 году, в таковом контексте произвёл фурор. Это была сенсация в театральном мире. Автор предъявил искушённому богемному обществу произведение из двух актов, в каждом из которых было по 2 сцены. Вольная интерпретация легенды об Орфее и Эвридике превратилась в очевидную метафору, олицетворяющую буржуазные порядки новообразованной Второй империи.

Жака Оффенбаха называют отцом венской оперетты, творцом, стоявшим у жанровых истоков. Созданный им спектакль «Орфей в аду» имел в австрийской столице огромный успех. Оперетта стала своеобразной стабильной основой для дальнейшей успешной деятельности композитора в названом жанре, а также послужила вдохновением для работ талантливых последователей, в числе которых оказался Иоганн Штраус.

Практически каждая оперетта Оффенбаха отмечена сатирическим взглядом: автор высмеивает снобизм, присущий высшему классу европейского общества, а также отдельных личностей, чаще — видных политических деятелей. Сентиментальность большинству подобных музыкальных зарисовок несвойственна, зато яркая ирония, остроумие и позитивное настроение — присутствуют в достатке. Это в наивысшей степени подтверждают тепло принятые публикой оперетты «Прекрасная Елена» (1864) и «Парижская жизнь» (1866).

С началом 60-х гг в творчестве Оффенбаха наметился невыраженный творческий кризис. Композитор продолжал усердно работать, но отмечал, что капризная публика пресытилась его творениями, и с каждым годом удивить и рассмешить зрителя становится сложнее. В авангарде оказываются новые таланты, способные обескуражить нетривиальной подачей и оригинальным сюжетом. После поражения Франции в войне с Пруссией вкусы взыскательной общественности и вовсе изменились, «одарив» некогда обласканного вниманием Оффенбаха незавидным негласным титулом призрака, коим стала и сама Вторая империя.

В конце 70-х годов композитор начинает работу над оперой по мотивам произведений Эрнеста Гофмана. Эта работа была необычайно важна для Жака: в ней он видел спасение от сумрака небытия, в который его ввергали многочисленные отказы французский оперных театров. Судьба распорядилась так, что композитору не удалось завершить воплощение своего грандиозного замысла: автор сумел создать пролог и первый акт произведения «Сказки Гофмана». К концу жизни Оффенбах явно ощутил горький привкус разочарования и пожалел о том, что столько времени уделял непосредственно оперетте как главному жанру своего творчества.

Интересные факты

◆ Отец Жака изменил фамилию в 1808 году, когда связал себя святыми узами брака с Марианной Ридскопф. Исаак решил увековечить в своих инициалах название своего родного города, Оффенбах-на-Майне.

◆ Жаку повезло рано осознать собственное предназначение, что позволило своевременно начать развивать имеющиеся музыкальные способности. В период с 1831-1832 гг Оффенбах, будучи подростком, начал зарабатывать деньги, выступая в тавернах совместно с братом Юлиусом и сестрой Изабеллой. Жак играл на виолончели, остальные юные участники трио — на пианино и скрипке.

◆ Чтобы вступить в законный брак с любимой женщиной, Жак сменил вероисповедание, отказавшись от иудаизма и став католиком. С Эрмини Оффенбах прожил 36 лет, на протяжении всей супружеской жизни он проявлял себя как верный и любящий супруг, в противовес легкомысленным героям произведений, вылетавших из-под его пера. В браке появилось на свет пятеро детей: 4 девочки и мальчик. Огюст родился последним, в 1862 году, но уже в 1883-ем — покинул этот мир.

Жан Оффенбах с единственным сыном Огюстом

◆ 25 сентября 1850 году случилось трагическое событие. Жак сильно пострадал во время концерта в городе Турень (Франция). Платье одной из приглашённых дам случайно загорелось. Пытаясь спасти женщину от огня, Оффенбах начал тушить пламя голыми руками, в результате чего получил сильные ожоги. Травмы на время лишили музыканта возможности выступать, но гораздо более печальной новостью оказалось известие о кончине пострадавшей мадам Де Вайн, о чём объявили спустя 4 дня после происшествия.

◆ Оффенбах превратился в примету при жизни. Суеверные люди воспринимали композитора как недоброе предзнаменование. За глаза Жака именовали «Jettatore», что в переводе с итальянского означает «сглаз», в более вольном толковании это слово можно интерпретировать как «заклинатель». Г. Флобер отмечал в своём сатирическом сборнике афоризмов «Лексикон прописных истин», что в обществе, когда упоминалось имя Оффенбаха, было принято прикрывать два пальца правой руки, чтобы не навлечь недоброе на себя.

◆ Оффенбах был обладателем незаурядной внешности, поэтому часто становился героем карикатурных изображений. Худощавая фигура, нос «крючком», узкое лицо в окаймлении внушительных светлых баков — всё это в совокупности являлось частью узнаваемого образа. Специфичность внешности Жак старался компенсировать созданием элегантного внешнего облика. Однако это ему удавалось не всегда. Атласный чёрный галстук — единственная вещь в гардеробе, которой Жак неизменно отдавал предпочтение, в остальном постоянства не наблюдалось. Скорее, наоборот. Наряды Оффенбаха всегда выглядели экстравагантными, яркость сочеталась с авангардным эпатажем. Композитор не считал зазорным носить жакеты с замысловатым рисунком, высокие сапоги с кисточками, тёмный фрак из бархата и блестящий пояс с массивной пряжкой и даже периодически надевал все эти вещи одновременно.

◆ Оффенбах был замешан в скандале, связанном с нарушением авторских прав. Композитор Адольф Адам подал в суд на Жака, заявив, что летом 1852 года тот, в рамках публичного мероприятия, исполнил юмористические куплеты, сочинённые Адамом, и отказался при этом заплатить автору. В итоге суд обязал Жака внести компенсацию в размере 25 франков, аналогичную сумму пришлось отдать в качестве штрафа.

◆ Жак отличался постоянством в своих предпочтениях относительно гастрономических изысков. Он любил обедать в одном из 4-х любимых ресторанчиков. Если выбор падал на заведение Le Riche, трапеза неизменно состояла из следующих блюд: 3 яйца, сваренных всмятку, кусочек поджаренного хлеба, котлета из баранины, картофельное пюре в виде гарнира, на десерт — фрукты.

◆ Жак Оффенбах обладал противоречивым характером, что придавало его личности особый флёр мистичности и загадочности. Как и любой талантливый человек, он был склонен к скептицизму и перепадам настроения. В кругу друзей композитор зачастую становился душой компании, весёлым рассказчиком и внимательным, благодарным слушателем. Будучи наблюдательным и проницательным, Оффенбах с завидной точностью подмечал черты нрава собеседника, которые впоследствии получали отражение в персонажах его оперетт. Однако нередко, наедине с самим собой Оффенбах погружался в депрессивное, гнетущее состояние.

◆ Маэстро был страстным игроком. Он обожал азартные игры, при возможности не упускал шанса испытать Фортуну. Однажды, в разгар лета 1869 г, во время премьерного показа оперетты «Трапезундская принцесса» автор воспользовался перерывом между действиями для того, чтобы сыграть в рулетку.

◆ Оффенбах чрезвычайно трепетно относился к своей творческой команде. Над либретто к большинству его оперетт трудились Анри Мельяк и Людовик Галеви. Этих авторов композитор, привыкший работать в активном ритме, ценил как коллег, однако порой бывал к ним требовательным и даже проявлял в некоторой степени деспотизм. «Смотрите, думайте, работайте» — такими словами настойчиво и назидательно поторапливал, подбадривал и пытался настроить на рабочий лад Оффенбах своих верных соратников, не давая им возможности переключиться на другие проекты или расслабиться после очередной успешной премьеры.

P. S.

Несмотря на то, что авторству французского композитора принадлежат свыше 110 сценических произведений и внушительное количество инструментальных композиций, Жак Оффенбах все же прославился именно своими опереттами. Эти известные музыкальные спектакли являют собой «жгучую» смесь социальной сюжетной сатиры, запоминающихся мелодий и ярких, динамичных, порой провокационных для своей эпохи, танцев. Оффенбах, в силу таланта и трудолюбия, заслужил и сумел прочувствовать при жизни славу, признание, почёт. Законодатель жанра, виолончелист, дирижёр, виртуозный музыкант стал символом парижской музыкальной культуры второй половины XIX столетия.

По материалам soundtimes.

Лента

Рекомендуем посмотреть